СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Школа, начиная с начала своего существования, была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём. В современном мире востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. А достичь этого можно, развивая в детях умение наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Дети по своей природе всегда стремятся быть исследователями. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное желание экспериментировать, самостоятельно искать сведения об окружающем мире – естественное состояние ребенка. Природная любознательность детей и их интерес к осмыслению мира делают для них исследование очень важной сферой деятельности.
Домашний эксперимент – это особый вид самостоятельной работы учащихся, который организует и контролирует учитель с целью развития интереса к предмету и формирования самостоятельности в познании. Проведение самостоятельных исследований в домашних условиях развивает собственную исследовательскую активность ребенка по определению, поиску и нахождению неизвестного в процессе познания окружающего мира. Систематическое использование домашних опытов в процессе обучения химии обеспечивает целенаправленное развитие положительной мотивации к изучению предмета.
При выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения:
Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жёсткими временными рамками и могут выполнять эксперимент и не спешить при этом. Роль учителя при организации домашнего эксперимента заключается в том, что он готовит инструкции и проверяет выполнение домашних опытов. Введение домашнего эксперимента в процесс обучения химии, несомненно, будет способствовать формированию экспериментальных умений, развитию творческого химического мышления, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучаемому предмету, его практической направленности. Критериями для проведения таких опытов является их безопасность и доступность оборудования, реактивов.
Домашний химический эксперимент может проводиться на основе веществ, которые есть у любой хозяйки на кухне, в аптечке, медный купорос (сульфат меди), минеральные удобрения можно приобрести в хозяйственном магазине.
Интересные и полезные опыты способны увлечь любого школьника, независимо от возраста. В этой статье я предлагаю небольшую коллекцию простых и интересных экспериментов, взятых из разных древних книжек, а также из личного опыта. При выполнении любых опытов необходимо соблюдать правила безопасного поведения!!
1. Разделение смесей
(тема «Чистые вещества и смеси») 7 кл.
Цель эксперимента: научиться разделять неоднородные смеси.
Оборудование: поваренная соль, земля, стружки после заточки карандаша, стакан, вода, фильтр, ложка, сковорода.
Методика проведения эксперимента: приготовьте смесь, перемешав по одной чайной ложке поваренной соли, земли и карандашных стружек. Растворите полученную смесь в стакане воды, всплывшие стружки удалите шумовкой и положите для сушки на лист бумаги. Изготовьте фильтр из бинта или марли, сложив 3-4 слоя, и не туго натяните его на другой стакан. Профильтруйте смесь. Фильтр с оставшейся землёй высушите, затем счистите её с фильтра. Отфильтрованную жидкость (фильтрат) перелейте из стакана в эмалированную миску или сковороду и выпарьте. Выделившиеся кристаллики соли соберите. Сравните количества веществ до и после проделанных операций.
Результаты эксперимента и выводы: Зарисуйте ход эксперимента. Дайте понятие неоднородным смесям. Сделайте вывод о полноте выделения веществ. На каких свойствах веществ основаны данные способы разделения смесей?
2. Взаимодействие между веществами
(тема «Признаки химических реакций») 7 кл.
Цель эксперимента: научиться распознавать физические и химические явления, фиксировать признаки химических реакций, закрепить практические умения при работе с веществами и химическим оборудованием.
Оборудование: два химических стакана, пипетка, пинцет, питьевая сода, поваренная соль, уксус, медный купорос, гвоздь.
Методика проведения эксперимента: проведите следующие опыты и охарактеризуйте явления, которые при этом происходят:
а) Поместите в стакан немного (1/3 чайной ложки) питьевой соды и прилейте к ней несколько капель уксуса (для этого можно использовать пипетку или стеклянную трубочку);
б) Поместите в стакан немного медного купороса, добавьте воды и опустите, привязанный на ниточке маленький гвоздик, чтобы гвоздь был покрыт раствором.
в) Возьмите парафиновую свечу, очистите 2-3 см фитиля от парафина, закрепите его в пинцете и затем подожгите фитиль. Счищенный с фитиля парафин поместите в металлическую крышку и подожгите. И, наконец, подожгите саму свечу. Сравните наблюдаемые явления.
в) Поместите в стакан такое же количество поваренной соли и прилейте к ней несколько капель уксуса.
Результаты работы и выводы:
Составьте отчёт о проделанной работе, сформулируйте признаки проведённых реакций.
3. «Химическая грелка»
(тема «Признаки химических реакций») 7 кл.
Цель эксперимента: ознакомиться с признаками химических реакций, провести на практике химическую реакцию, идущую с выделением теплоты.
Оборудование: алюминиевая проволока, медный купорос, поваренная соль, опилки, вода, стеклянная баночка.
Методика проведения эксперимента: возьмите небольшую стеклянную баночку и вложите в неё согнутую в спираль алюминиевую проволоку. Проволока должна прилегать к стенкам, а согнуть её нужно затем, чтобы побольше алюминия вошло в стеклянную банку. Приготовьте смесь, которая будет вступать с алюминием в реакцию: три чайные ложки медного купороса хорошо смешайте с двумя чайными ложками поваренной соли. Разотрите всё это ложкой. К смеси соли и купороса добавьте пять столовых ложек древесных опилок. Размешайте вещества как следует и наполните смесью банку с алюминиевой проволокой, но не до самого верха, а на 1-2 см ниже, потому что нам надо налить в банку воду – без неё грелка работать не начнёт. Теперь главная операция: вливаем в банку 1/4 стакана воды (если этого окажется слишком много и часть воды не впитается опилками, то лишнюю воду сразу слейте). Подождите немного, и грелка начнёт излучать тепло. Очень скоро температура достигнет 50оС, и ещё около 2 часов после этого химическая грелка будет тёплой. Грелка нагревается, потому что в стеклянной банке со смесью идут химические реакции, сопровождающиеся выделением теплоты.
Результаты эксперимента и выводы: Сделайте отчет о действии «химической грелки». Где можно найти применение выделяющейся в ходе реакции теплоте.
Е.А. Сеген,
методист высшей категории
управления учебно-методической работы
© 2017, Ильченко Ирина Ивановна 2077