СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Кружок работает в основном на простейших и доступных материалах: картон различной толщины, бумага, ватман, текстолитовые платы от старых бытовых электроприборов, клей ПВА и “Момент”. Однако моделирование динамичных (движущихся) моделей значительно расширяет номенклатуру применяемых материалов. Возникает потребность в резине: оклейка колес, имеющих малую площадь соприкосновения с поверхностью по которой движется модель, шестерни; металлические, деревянные, пластиковые стержни для осей колес, провода для дистанционного управления. С этими материалами тоже относительно просто, они все “под рукой”. Сложнее с готовыми комплектующими изделиями, применяемыми в системе управления подвижными моделями: микроэлектродвигатели, двух или трехпозиционные переключатели, электрические батарейки. Их надо покупать или раздобывать, что не всегда удаётся, а если и удаётся, то далеко не всегда то, что требуется. А от того, что удастся раздобыть, зависит и конструкция модели - габариты, компоновка.
Поз. № 12, 13, 14. Проектирование (корпус)
Проектирование осуществляется в виде эскиза в натуральную величину. Здесь определяются габариты, форма модели и её технологическое членение: рама, кабина, кузов, привод и их компоновка. Очень важно при проектировании не упускать вопросы технологии, из каких материалов изготавливать тот или иной элемент конструкции, как будет выглядеть развертка элемента, места и методы соединения, какими методами пользоваться в работе.
В объём проектирования входит также прочерчивание развёрток элементов конструкции на миллиметровой бумаге с нанесением линий вырезания и сгибов, и перенесение данных разверток на картон.
Поз. № 15. Изготовление модели в целом (сборка)
Удачное, хорошо продуманное технологическое членение модели позволяет быстро и с достаточной точностью произвести окончательную сборку. На этом этапе уточняется взаиморасположение мест крепления элементов привода: микроэлектродвигателя, передаточного механизма и других сопутствующих элементов. Крепление фрагментов модели осуществляется на болтах.
Поз. № 17, 18. Проектирование пульта управления
Проектирование пульта управления во многом зависит от вида и габаритов подобранных покупных комплектующих изделий. Как правило, пульт управления состоит из батарейки, двух - или трехпозиционного переключателя, которые помещены в отдельную коробочку, удобно помещающуюся в руку. Батарейка выносится в пульт для снижения веса модели, а переключатель - для удобства управления моделью. Пульт проектируется с таким расчетом, чтобы можно было легко и быстро произвести замену батарейки. Для успешного проектирования системы управления дети получают знания по элементарной электротехнике и автоматике.
Поз. № 19, 20. Изготовление системы управления
Изготовление разверток деталей и самих деталей сопровождается взаимной их увязкой и примеркой. В пульт монтируются переключатель и батарейка. Для осуществления электромонтажа ученик должен обладать навыками пайки.
Поз. № 21. Монтаж модели
После сборки корпуса модели предстоит монтаж ходовой части. Здесь важна последовательность в выполнении операций, аккуратность, внимательность и пооперационный контроль: после навески колес обязательно должна идти проверка их на прилегание к поверхности движения, после монтажа передаточного механизма, должен идти контроль работоспособности системы (отсутствие заклинивания и т.п.). Пооперационный контроль и оперативное устранение возможных дефектов предотвратит их проявление при общем испытании модели. На этом этапе осуществляется подсоединение к модели готового пульта управления. Модель готова к испытаниям!
Поз. № 22. Испытания и доработка
Это самый ответственный этап работы, который с нетерпением ожидал как сам автор проекта, так и его товарищи. Автору предстоит опробовать модель на работоспособность в различных режимах движения, на устойчивость, на способность преодолевать препятствия (если такая задача ставилась при проектировании). По результатам испытаний дефекты модели записываются, а затем разрабатываются меры по их устранению. Испытания продолжаются до полного устранения всех дефектов.
Поз. № 23. Окраска модели
На уроках изобразительного искусства, дети уже приобрели навык работы с гуашью, но при окраске модели особое внимание ребенка следует обратить на соответствие выбранных цветов и технологического назначения модели. Если выполненная модель - пескоход, то окраска модели должна гармонировать с цветом песка, если модель - военная машина, то она соответственно, должна быть защитного цвета.
Поз. № 24, 25. Защита проекта. Оценка и анализ проекта
Помимо участия в различных выставках и соревнованиях оценку проекта могут дать товарищи, родители, соседи. Но самая главная оценка - самооценка. Ученик, автор модели лучше других знает её достоинства и недостатки и может критически отнестись к своей работе и учесть все ошибки и недочеты, с целью их исключения при разработке следующего проекта.
При изготовлении трассовых автомоделей система управления не используется так, как модель управляется с трассы.
4.2. Межпредметные связи
Успешная работа программы находится в тесной зависимости от множества школьных предметов, которые дети изучают в течение года. Но, как правило, работа в кружке идет с опережающим изучением этих предметов.
Математика: Длина отрезка, обозначение длины отрезка. Расстояние между точками. Прямая линия, ее обозначение. Взаимное расположение двух прямых на плоскости: пересекающиеся, параллельные и перпендикулярные прямые. Прямой, острый и тупой углы. Единица величины угла - градус, обозначение градуса. Масштаб. Построение параллельных линий и прямых углов. Прямоугольник, квадрат, многоугольник, окружность. Нахождение периметра многоугольника и длины окружности. Окружность и круг. Построение касательной к окружности.
Черчение: Самостоятельное изготовление чертежей разверток моделей.
Изготовление моделей с микроэлектродвигателем и светоэффектами дает элементарные знания в области физики и электротехники.
Изучение техники безопасной работы в кружке, правил поведения на улице, правил дорожного движения, тесно связано с таким предметом как ОБЖ.
Навыки работы с различными инструментами помогают в дальнейшей работе на уроках технологии.
Информатика; Сбор, обработка, хранение, представление и распространение информации, использование компьютера.
Изобразительное искусство - декоративно-прикладная и художественно-конструкторская деятельность, основы дизайна.
4.3 Материальное обеспечение лаборатории
Соответствующее материально - техническое обеспечение является необходимым условием реализации программы.
ИНСТРУМЕНТЫ |
КОЛИЧЕСТВО |
1. Ножницы |
5 шт. |
2. Нож картонажный |
5 шт. |
3. Пробойники d 1мм |
1 шт. |
d 3мм |
1 шт. |
d 5мм |
1 шт. |
d 10мм |
1 шт. |
4. Линейка |
5 шт. |
5. Треугольник |
5 шт. |
6. Карандаш простой |
10 шт |
7. Циркуль |
2 шт. |
8. Измеритель |
2 шт. |
9. Штангельциркуль |
1 шт. |
10. Пассатижи |
3 шт. |
11. Плоскогубцы |
3 шт. |
12. Бокорезы |
3 шт. |
13. Отвёртки крестовые |
5 шт. |
14. Отвёртки шлицевые |
5 шт. |
15. Ножницы по металлу |
1 шт. |
16. Тиски настольные |
2 шт. |
17. Зубило |
2 шт. |
18. Ножовка по металлу |
2 шт. |
19. Ножовка по дереву |
2 шт. |
20. Лобзик |
2 шт. |
21. Напильник |
5 шт. |
22. Молоток |
2 шт. |
23. Шило |
2 шт. |
24. Сверлильный станок |
1 шт. |
25. Токарный станок |
1 шт. |
26. Электропаяльники |
5 шт. |
МАТЕРИАЛЫ |
|
1. Картон 0,5, 0,8мм |
|
2. Бумага миллиметровая |
|
3. Клей «Момент» |
|
4. Клей ПВА. |
|
5. Краски акриловые для моделей. |
|
6. Клей модельный «Звезда». |
|
7. Резина пористая 20мм. |
|
8. Проволока стальная d 4мм |
|
9. Текстолит 2мм |
|
10. Кисточки |
|
11. Жесть 0,5 – 1мм. |
|
12. Лента изоляционная |
|
ПОКУПНЫЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ |
|
1. Микроэлектродвигатели 6v, 12v |
|
2. Микровыключатели |
|
3. Светодиоды |
|
4. Микролампы 6,3v, 12v |
|
5. Электропровод многожильный сечением 0,25мм, 0,5мм, 1мм |
© 2017, Гребенников Юрий Николаевич 248