СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсии, экспедиции, походы. Распределяем роли

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Экскурсии, экспедиции, походы (П.В. Степанов)

Распределяем роли

Эти роли могут быть как постоянными, так и сменяемыми. Система таких ролей - это, по сути, система детско-взрослого самоуправления, действующая во время подготовки и проведения похода, экспедиции или (и реже) экскурсии. Она дает возможность школьникам приобрести опыт осуществления социально значимых дел, направленных на пользу другим людям, заботы о товарищах, общем благе. Практика введения системы сменных ролей распространена среди многих экскурсионных или туристских групп школьников, поскольку значительно облегчает их работу на маршруте и является хорошей школой формирования социальных навыков. Все (или почти все) участники экскурсии, экспедиции или похода по очереди берут на себя те или иные роли, а также соответствующие этим ролям обязанности.

Во время однодневной экскурсии они, например, могут быть такими:

Наблюдатели - они ведут записи во время поездки: как добирались, какие интересные памятники, названия, люди встретились по пути, что необычного запомнилось во время самой поездки. При подведении итогов экскурсии наблюдатели могут сделать краткое выступление с таким, например, названием: «Экскурсия за 45 секунд».

Корреспонденты - те, кто выбрал для себя эту роль, запоминают самые интересные факты из рассказа экскурсовода, а также стараются обратить внимание на те предметы, которые, как правило, не запоминаются. Они готовят заранее и задают вопросы экскурсоводу. При подведении итогов экскурсии корреспонденты могут подготовить выступление или заметку в газету с таким, например, названием: «Топ 5 интересных фактов из жизни.».

Фотографы - их задача фотографировать экскурсию: пейзажи, памятники, экспонаты, экскурсоводов, экскурсантов. Особенно ценно - найти необычный ракурс, подсмотреть какой-либо необычный момент. Между собой фотографы могут договориться: кто-то фотографирует только природу, кто-то делает только портреты, кто-то - общие планы и т.п. По окончании экскурсии можно устроить фотогалерею и конкурс на самые удачные фото.

Оформители - это те, кто позже будет оформлять результаты экскурсии. Но каковы их действия во время самой поездки? Эти ребята внимательно следят за ходом экскурсии, могут советовать фотографам, что запечатлеть, подсказать корреспондентам обратить внимание на что-то интересное. Они выбирают наиболее интересные, знаковые сувениры, которые могут стать символами данной экскурсии для класса и т.п.11

В многодневном походе роли могут быть иными. Например:

Штурманы. Задача двух штурманов - при помощи компаса и карты провести группу по намеченному на эти сутки маршруту. Располагаясь впереди идущей группы на расстоянии 20 - 25 метров, они выбирают наиболее удобную для всех дорогу, а по необходимости - производят ее разведку. Естественно, что ошибки штурманов могут серьезно усложнить жизнь путешественников и поэтому взрослому руководителю группы необходимо постоянно отслеживать эти ошибки. Но не следует при этом тут же бросаться их исправлять - важнее дать почувствовать детям, что значит быть человеком, от которого зависят другие люди.

Хронометрист. Его задача - в специальном блокноте фиксировать основные участки пути, время и скорость их прохождения, расстояния между ними, преодолеваемые препятствия и степень их сложности. Пунктуальность, оперативность, умение работать в неблагоприятных условиях - вот качества, требующиеся от исполняющего эти обязанности школьника. Результаты работы хронометриста могут понадобиться для отчета о походе в маршрутно­квалификационной комиссии.

Краеведы. Их задача - «брать языка». То есть находить в посещаемых туристами населенных пунктах такого человека, который смог бы рассказать краеведам (а если это очень интересно, то и всей группе) о местных достопримечательностях: интересных событиях, произошедших здесь когда-то, интересных людях, которые здесь жили или живут, интересных природных или культурных объектах, которые стоит посмотреть и т.д. Со своим «вооружением» - ручкой и блокнотом - школьники занимаются поиском и интервьюированием таких людей. А на привале или у вечернего костра они могут поделиться добытой информацией со всеми. Кроме того, через краеведов можно выяснить, какую посильную помощь туристы могут оказать, например, живущим здесь ветеранам, местной школе или музею.

Дежурные. Занимая эту должность, школьники приобретают элементарные навыки самообслуживающего труда. Костер, дрова, посуда, завтрак, обед и ужин - вот объект заботы дежурных. А еще - места привалов и ночевок, которые после ухода группы должны стать чище, чем они были до ее прихода.

Командир. Этот человек отвечает за всё и за всех - он (если не считать взрослого руководителя, на котором лежит ответственность за безопасность школьников) организует нормальное функционирование туристской группы. А потому только он имеет право вмешиваться в работу других и требовать качества ее результатов. Объект особой его заботы - девочки и младшие ребята. Командиру надо так распределить груз по рюкзакам и такой выбрать темп движения, чтобы группа смогла идти ровно, не растягиваясь из-за спешащих и отстающих, но и не передвигаясь «черепашьим шагом», грозя выйти из запланированного графика. От него зависит выбор режима движения, времени привалов, места ночевки, а также организация вечернего анализа прошедшего дня. Постарайтесь (хоть это и чрезвычайно сложно) не вмешиваться в работу командира и не пытаться изменить его решения - даже если они кажутся Вам неудачными или ошибочными. Не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. Принимать же решения и отвечать за других - пожалуй, самая сложная работа. А высказать свои замечания или дать совет опытного человека Вы сможете вечером, когда будут подводиться итоги дня.

Кроме временных должностей, в группе могут быть и постоянные - завхоз по снаряжению, завхоз по продовольствию, реммастер и т.п.

И еще. Включайтесь на равных с детьми в систему сменных ролей и постарайтесь убедить в этом и других взрослых участников похода. Во-первых, это будет честно и справедливо. Вы покажете детям, что система сменных ролей - это не придуманная для них игра в самоуправление, а реально необходимая форма организации совместной походной жизни, где у каждого (кем он ни был) есть свой участок работы, за который он несет ответственность перед всей группой и, в первую очередь, перед командиром (кто бы в данный момент эту должность не занимал). Во-вторых, ваша работа в той или иной роли будет рассматриваться детьми как эталонная. Другими словами, именно ваши действия - как более опытного в группе туриста - будут примером для них. А в том, что к вашей работе (в качестве штурмана, дежурного или кого-то еще) со стороны школьников будет проявляться пристальное внимание - даже не сомневайтесь.

11Подробнее об этом см.: Баглова Н.Ю. Технология проведения экскурсии с классом «Событие» // Классный руководитель. 2015. №3. - С. 70-73.

09.08.2021 08:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП