СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа», с. Саволенка
Юхновского района Калужской области
Творческий отчет
«Формирование правовой культуры потребителя на занятиях элективного курса»
Выполнила: учитель истории и обществознания
Соснина Елена Юрьевна.
с.Саволенка – 2012г.
Содержание.
Актуальность темы опыта.
Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским обществом переживает период обновления. Одним из направлений модернизаций школы становится дифференциация и индивидуализация обучения. Концепция модернизации российского образования на период 2012 года предусматривает создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда и обработки гибкой системы профилей. Широкий переход на профильное обучение старших классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации начался с 2006-2007 учебного года, а с 2005-2006 учебного года – введение предпрофильной подготовки в 9-х классах.
Предпрофильная подготовка предполагает создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося восьмого, девятого класса, через организацию курсов по выбору.
Для учащихся 9 класса мною был составлен курс «Защита прав потребителя». Данный курс выступает на сегодня одним из актуальных курсов школьной программы, который дает практические навыки и знания, реально необходимые школьнику в данный возрастной период, независимо от его дальнейшей выбранной профессии или планируемого уровня образования.
В условиях бурно развивающей экономики, современное общество в основной массе оказалось теоретически и практически не готовым к активному и осмысленному участию в экономической жизни. В потребительском просвещении нуждаются все слои общества, не зависимо от возраста. Именно поэтому школа должна обеспечить учащихся всеми необходимыми знаниями и компетентностями инструментариями для успешной социализации в обществе, вырастить из них грамотных потребителей.
Данная программа может способствовать социализации учащихся, формирование гражданской ответственности и сознательности, пониманию собственной социальной значимости.
Условия возникновения и становления опыта
Для определения предпочтений будущих 9-х классов в нашей школе традиционно проходила «Предпрофильная ярмарка», где был успешно презентован и выбран учащимися курс «Защита прав потребителя». (Приложение 1).
В условиях прогрессирующего инфантильного подрастающего поколения, подобное направление в образовании весьма актуально и востребовано.
Особенности курса:
Программа «Защита прав потребителя» преследует следующую цель – формирование правой культуры учащихся. Реализовать данный вопрос призван элективный курс, через активные формы организации учебной деятельности.
А. Аузан президент Международной конфедерации общества потребителей в предисловии к книге «Потребитель в Законе» справедливо замечает, что в стране должна быть создана ситуация, когда не суд и не закон, а обычай и привычки защищать права потребителей в торговле, сфере услуг и производстве станут нормой жизни. А такие обычаи и привычки появляются из массового поведения людей, разумно относящихся к своим интересам. Привычка к разумному поведению начинается с того, что многие люди начинают требовать чего-то как вполне естественного, справедливого и законного. С каждым судиться не будешь. Сегодня нет дефицита, нет диктата продавца, нам научились за покупку говорить «спасибо», у нас есть право выбора. Но как грамотно воспользоваться этим правом, как стать цивилизованным потребителем и как добиться цивилизованного поведения от всех наших партнеров по рынку. «От простого к сложному, от известного к неизвестному» формулой моей педагогической деятельности.
При изучении теоретического материала на уроках элективного курса мною используются:
Методические находки.
В процессе изучения курса ученики осознают свою роль потребителя и оказываются подготовленными отстаивать свои права. Потребитель, даже маленький, должен уметь себя защищать в трудных потребительских ситуациях. На уроках элективного курса правовой материал лучше усваивается преимущественно в процессе выполнения практических работ. Даже самый
«сонный», не активный ребенок в ожидании школьного звонка, активизируется в процессе игровой деятельности, работы в малых группах.
Работа в малых группах
Одна из наиболее распространенных активных форм работы на уроках по элективному курсу «Защита прав потребителя» должна быть работа в малых группах, которые называются «мозговой штурм» или «мозговая атака». Понятно, что от названия цель и назначение этой работы не меняются. Суть работы в малых группах состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников работы.
Почему для активной мыслительной деятельности каждого важна поддержка или «подпитка» группы? Партнерство в данном случае выступает важным фактором раскрепощения, максимальной раскованности личности, свободы воображения. Каждый участник понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению и именно эти ожидания выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности каждого члена группы.
Что дает работа в малой группе? Она позволяет каждому, высказать свое мнение в достаточно комфортных условиях. Высказаться перед классом в 25-30 человек всегда труднее. Работа в малой группе помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения. Кроме того, эта форма работы позволяет каждому участнику почувствовать себя в роли лидера или по крайней мере в роли ответственного представителя группы при подведении итогов, презентации ответа или мнения группы. Перед изучение нового блока ребята в группах, используя свой жизненный опыт, работали над определенной проблемой. Например, составляли памятки покупателю, продавцу; составляли всевозможные анкеты; проводили дегустации любимых предметов, делая соответствующие выводы о вреде и пользе любимого продукта. Особой «мозговой» атакой являлось решение конкретных жизненных задач, где каждая группа предлагала свой правовой способ решения проблемы. Все задачи - случаи из жизни, например, задание для групп: вы купили в магазине килограмм яблок. Дома вы открыли пакет и увидели в нем 4 небольших яблока. Взвесив покупку на домашних весах, вы поняли. Что вас обманули – весы показывали 850 г. Что можете сделать вы? Как вы должны действовать, чтобы в следующий раз не быть обманутым?
Использование игровых методов
Сюжетно-ролевая игра является еще одной из активных форм обучения. Она основывается на реальных жизненных ситуация, смоделированных и упрошенных в образовательных целях. Игра должна иметь сюжет, связанный с определенной правовой проблемой, которая рассматривается на уроку. Мой опыт по составлению проблемных ситуаций складывается из нужд подростков, то с чем они часто сталкиваются в обыденной жизни. Так, например дети с особым интересом и правовой бдительностью решают вопросы с оплатой сотовой связи, услугами сотовой компании, возврат товара, услуги ЖКХ, покупка сезонной одежды.
В каждой конкретной игровой ситуации участники игры получают свои роли, которые отличаются по точкам зрения. В приведенных примерах помимо главного героя - подростка это могут быть его отец и мать, младшая сестра, друг, каждый из которых имеет свое мнение относительно правовых возможностей. Для того чтобы организовать коллективную деятельность надо определить способы поведения каждого из участников и направить их на поиск продуктивного решения.
Играющие получают эмоциональный опыт, опыт общения, опыт поиска информации и нахождения компромисса на основе полученных знаний. Игра позволяет участнику, с одной стороны, проявить свои представления, а с другой, услышать иное мнение и попытаться найти верное решение.
Сюжетно-ролевые игры следует проводить в аудитории не более 30 учеников, поскольку они предусматривает организацию работы в группах. Они не должны быть очень большими. Оптимальное число 5-6 человек, что, как правило, соответствует числу действующих лиц в сюжетно-ролевой игре. Все группы обучающихся получают свои задания, разыгрывают свою ролевую игру. Пример ролевых игр: 1. Квартиру Демидовых залили соседи…2.Вера Сергеевна приобрела тур для всей семьи на новогодние праздники…3.Илья приобрел в магазине сотовый телефон…
Анкетирование
Анкета– это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета– инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и последовательностью, т.е. вопросы можно задавать множеством разных способов. Хорошая анкета должна: облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать вопрос с учётом его влияния, на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ. При этом анкета должна быть опробована, и в ней должны быть устранены все выявленные недостатки.
Анкетный опрос – один из основных видов опроса, который предполагает жёстко фиксированный порядок конструирования анкеты. Вопросы в анкете должны быть чётко сформулированы, понятны респонденту, а также содержать список вариантов ответа.
Особенность анкетного опроса заключается в том, что респондент самостоятельно работает с анкетой, т.е. понимает, обдумывает и отвечает на вопрос в соответствии со своими знаниями, убеждениями, ценностными ориентациями.
При изучении темы «Кто защищает права потребителей?» ребята составляли и проводили социальные анкетирования, например:
Анкета №1
Фамилия, имя, отчество, должность:
Ответ:________________________________________________________________________
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:________________________________________________________________________
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета №2 (анонимная)
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:________________________________________________________________________
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В результате практической работы учащиеся пришли к выводу, что основная масса населения реально знают о существовании закона «Защита прав потребителя», но нет четких представлений об алгоритме действий в случаи нарушения прав потребителя.
В преподавании этого курса прослеживается связь с экологией, экономикой, химией, географией, историей. Ребята получают научные знания о продукции, оценивают результаты человеческой деятельности. В процессе изучения курса учащиеся должны знать: основные законодательные акты, документы о защите прав потребителей, основные права потребителя и все понятия, связанные с программой. Учащийся должен уметь: защищать свои права потребителя, пользоваться качественными товарами (услугами), используя полученные знания, вырабатывать свой ценностный потенциал. Программа рассчитана на 8 часов и носит обзорный характер.
Анализ результатов педагогической деятельности.
По окончанию изучения элективного курса ребята успешно сдали зачет по теоретической части, и выполни мини – социальные исследования. Наиболее успешными темами мини исследований были: «Проблема выбора в эпоху изобилия», «Оптовый и розничный торговец», «Парфюмерный рай», «Выгодные звонки», «О чем говорит этикетка?».
Продолжить работу вне курса изъявила желание ученица, которая проводила исследование по теме «Действие закона о Защите прав потребителя». Свое социальное исследование она успешно защитила на районной ежегодной научно – практической конференции школьников. (Приложение 2).
Данный спецкурс размещен на сайте
Отзыв на предпрофильный курс Захарушкиной Е.В. зам по УВР (приложение 3).
© 2017, Соснина Елена Юрьевна 755