СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование творческого потенциала обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Творчество - могучий источник духовного богатства, эстетического образования, осмысления красоты и стремлений ко всему прекрасному»

В.А.Сухомлинский.

Современный мир с его быстро меняющимися условиями требует интенсивного развития творческой активности молодежи, способной разрешать глобальные проблемы человечества с помощью новых оригинальных идей, отхода от изживших стереотипов взаимодействия старшего поколения с социальным и природным окружением. Динамизм развития нового поколения тесно связан с обновлением образования, переосмыслением целевых установок, содержания и организации процесса обучения, созданием развивающей среды. Развивающая среда представляет собой особым образом организованное социокультурное пространство, стимулирующее формирование творческих способностей молодежи. Личностный план проблемы творческого мышления и творческих способностей, несомненно, требует первоочередного изучения мотивационно-смысловой сферы личности в контексте креативного образования.

Творческие способности необходимо культивировать с раннего возраста и до конца жизни. Психологами замечено, что "запрограммированность" поведения приводит к переживанию бессмысленности своего существования, чувству протеста против требований общества, которое не позволяет отклониться от принятых норм. Если такая авторитарная система царит в школе, дети превращаются в пассивных исполнителей "воли" учителей и их творческий потенциал постепенно угасает. Только умение выразить собственную уникальность через твочество, предъявить миру истинное "Я" связано с переживанием своего соответствия жизни и осмысленности своего существования. В теоретических и прикладных исследованиях темы существует противоречие между потребностью общества в думающих и творчески одаренных молодых людях и недостаточной разработанностью проблемы создания развивающей среды для актуализации творческих способностей учащихся. При организации развивающей среды мы опираемся на концептуальные положения о ее роли в формировании личности и раскрытии потенциальных возможностей ребенка, сформулированные учеными и наработанные в ходе рефлексии собственного педагогического опыта и обобщения опыта организации личностно - развивающего обучения известных отечественных педагогов и психологов. В связи с этим можно сказать, что развивающая среда призвана:

• устранить ограничения, препятствующие творческим проявлениям учащегося: для осуществления творческого поиска ребенку следует помочь обрести уверенность во взаимоотношениях с окружающими, допустить право на ошибку, ослабить тревожность по поводу возможной абсурдности его творческих опытов;

• стимулировать работу по созданию "банка идей": некоторые идеи могут на мгновение "выйти на поверхность", важно вовремя зафиксировать их, впоследствии прояснить, упорядочить, использовать;

• воздерживаться от оценок: это позволяет учащимся расширить поток идей, больше времени и внимания уделять свободному размышлению над решением творческой задачи;

• показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, поиска новых ассоциативных связей, так как это включает процесс решения творческих задач;

• предлагать для учащихся тренинги, позволяющие освоиться в новой ситуации совместного группового поиска творческих решений;

• поддерживать живость воображения, которое является фундаментом всякого творческого акта, повышать чувствительность восприятия, широту и насыщенность в постижении действительности при помощи инновационных методик; организовывать учебный процесс так, чтобы после создания обстановки внутренней свободы все творческие идеи обсуждались и критически пересматривались;

• помогать учащимся прогнозировать общую направленность их творческой деятельности.

Специалисту необходимо самому обладать высоким творческим потенциалом для успешного решения нетрадиционных задач в условиях реформирования общества. В этой связи повышается роль и значение школы и учителя, особенно начальных классов. Учителю необходимо разработать педагогическую стратегию действия, включающую в себя принципы, условия, модели и механизмы развития творческого потенциала учащихся в образовательном процессе. Создавать и реализовывать программы для организации развивающей среды, позволяющей познакомить учащихся, начиная с 1 класса, с миром творчества, сформировать у них творческое воображение, мышление; желание постоянно развиваться на протяжении всей их школьной жизни. Ключевые слова здесь: творческий потенциал школьника, педагогический процесс, развитие личности, факторы развития личности, готовность личности к развитию творческого потенциала, педагогическое сопровождение и педагогическая диагностика, развивающая среда.

Категория: Искусство
29.12.2017 11:20


Рекомендуем курсы ПК и ПП