СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование уровня развития самооценки у младших школьников
Куринина Светлана Юрьевна
Студентка 2 курса
Специальность Преподавание в начальных классах
ГАПОУ Тольяттинский социально-педагогический колледж
Научный руководитель: Сухенко Анна Александровна e-mail: [email protected]
Становление личности - одна из труднейших задач развития человека. Личность формируется под воздействием множества факторов, важнейшими из которых является самооценивание. Но не стоит думать, что развитие самооценки зависит только от самого человека, здесь важную роль играет окружающее его общество. Личность, будучи связанной с другими людьми, так или иначе считается с их мнениями, заимствует их идеалы, духовные ценности, интересы. Оценка различных членов коллектива неодинаково значима для личности: оценкой, мнением одних она дорожит, ориентируется на них, а оценка других для нее безразлична. Получается, что обществу важно сформировать человека, с адекватной самооценкой потому что от нее зависит, как он проявит себя в коллективе и будет взаимодействовать с другими людьми. Поэтому школа должна заниматься формированием самооценки личности, так как именно в ней дети учатся правильно воспринимать себя и окружающее их общество.
Эта тема особенно актуальна в начальной школе, так как именно в первые годы обучения у ребенка меняется отношение к себе и окружающим, он видит себя с новой стороны и очень важно, чтобы его восприятие соответствовало реальности, иначе в дальнейшем это окажет негативное воздействие на его воспитание.
Изучение уровня самооценки было осуществлено во 2 «А» классе МБУ «Школа №45» с помощью методики В.Г. Щура «Лесенка». \s Результаты тестирования показали, что в данном классе у большинства детей сформирована адекватная самооценка (80%) у некоторых (18%) она завышена, и один ученик имеет заниженную самооценку (2%). Несмотря на малое количество учащихся с проблемой, эта ситуация требует педагогического воздействия.
В педагогике существует 3 наиболее эффективных технологии формирования самооценки у младших школьников: игровая, арт-технология, психогимнастика.
Игровая технология - метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающим миром, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях, общения, снимая опасность социально значимых последствий. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметом. Игровая технология может использоваться на любых уроках в начальной школе, в зависимости от её формы. К примеру игра может быть коллективная на технологии или окружающем мире, так как такие игры более активные, а может и не выходить за рамки спокойной работы, для этого на математике или русском языке можно соревнование между рядами или соседями по парте, как игровой момент.
Арт-технология - это специализированная форма коррекции, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.Основная цель арт-технологии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Цели арт-технологии:
1. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавать.
2. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах, чем быстрей ребенок поймет, что с ним происходит, тем продуктивнее будет работа.
3. Развивать художественные способности и повысить самооценку, т.к. при формировании самооценки, через рисунок ребенок может больше раскрыться.
Арт-технология может применятся не только на уроках музыки и изобразительного искусства. Педагог начальных классов во время учебных занятий может использовать библиотерапию. Больше всего она подходит к урокам литературного чтения, где дети могут выражать свои мысли во время творческих работ, сочинений или докладов, а также, одновременно развиваться, благодаря чтению книг.
Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно временные характеристики общения. Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей. Данная технология может использоваться на всех предметах и применяется она в любое время занятий. Часто она применяется в виде мимических упражнений, к примеру, в начале занятия можно попросить учеников изобразить какую-либо эмоцию на лице без слов, а другие дети должны отгадать её и так по очереди. Стоит отметить, что психогимнастика является хорошей эмоциональной разрядкой во время урока.
Основные правила формирования адекватной самооценки младших школьников:
-Хвалить ученика даже при достижении небольших успехов. Для младших школьников очень важна положительная оценка учителя, поэтому необходимо помнить, что за свою работу дети ждут похвалы, пусть это даже и устная оценка: умница, молодец, она мотивирует младшего школьника к дальнейшей работе и склоняет его к положительному самооцениванию. А это означает верное формирование самооценки.
-Необходимо давать возможность ученикам развиваться в разной деятельности. Любой младший школьник талантлив, главное вовремя увидеть и развить его способности. Педагог должен предоставлять детям возможности проявить себя на уроке или творческих конкурсах. Ученик должен понять, что его возможности больше, чем он думает, и тогда он пересмотрит отношение к себе, будет учиться грамотно оценивать собственные достижения.
-Нельзя сравнивать учеников с разной успеваемостью между собой. Педагог должен понимать, что несмотря на то, что дети учатся по одной школьной программе, уровень знаний у учеников абсолютно разный. Одни могут с легкостью следовать учебному плану, но всегда найдутся дети, которым тяжело даётся освоение нового материала. И в таком случае, никак нельзя пытаться мотивировать ребёнка на хорошие оценки, сравнением его с более успешным учеником. Это приведёт только к замкнутости и понижению самооценки, которую будет сложно вернуть на прежний уровень.
-Предоставлять детям возможность оценить себя положительно. В процессе формирования самооценки, ученик должен учиться видеть свои достоинства, стать уверенней и в этом ему может помочь учитель. Задача педагога работать с ребенком на том уровне, в котором он может показать освоенные знания, понять, что этот этап он хорошо освоил и переходить к следующему, зная, что если он отлично прошел прошлую тему, то и следующая ему под силу. Ученики должны видеть себя с лучшей стороны, благодаря этому они могут двигаться дальше и формировать самооценку в правильном направлении.
-Работать со всеми детьми на уроке одинаково. Каждый младший школьник пытается привлечь внимание учителя к своей личности, но педагог не должен выделять учеников, с которыми он работает чаще или больше, чем с остальным классом. Такая тактика учителя вызывает непонимание у ребёнка, чем другой одноклассник лучше его и это приводит к поиску несуществующих проблем в себе, а дальнейшем занижению собственных способностей.
Формирование самооценки играет большую роль в жизни ребенка, потому что в этом возрасте, заложенная самооценка, будет в дальнейшем влиять на развитие личности по отношению к себе и обществу в целом. Следовательно, перед педагогом стоит сложная задача - научить ребенка уверенно чувствовать себя в обществе, оценивать свои возможности и по достоинству гордиться своими достижениями. И только тот учитель, который способен сформировать у ребёнка адекватную самооценку, может считаться грамотным педагогом.
Список литературы
© 2017, Куринина Светлана Юрьевна 950