СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Гендерное воспитание школьников на уроках СБО
Гендерное воспитание школьников — очень важный процесс. Традиционные стереотипы гендерного поведения в современном обществе разрушены вследствие происходящих социальных изменений. Упрощения отношений между мужчиной и женщиной привело к «смазыванию» ролей: женщины становится жестче, а мужчины – женоподобны. Женщины, в борьбе за лидерство и эмансипацию берутся за традиционно мужские профессии, не желая довольствоваться «женскими». На фоне этого напора мужчины расслабляются, и не отправляясь на охоту на мамонта, спокойно ожидают у семейного очага ужина. Превращаясь в потребителей, мужчины, впрочем, не торопятся забрать себе женскую работу: быт и воспитание детей по-прежнему остаются задачей женщин.
Гендерное воспитание школьников должно происходить с учетом того, что разрушение классической модели семьи не может не сказаться на детях. Девочки становятся грубее и агрессивнее, не считают достоинствами скромность, нежность, терпение, умение идти на компромисс и сглаживать конфликты. Мальчики же, перенимая женоподобную модель поведения, демонстрируют эмоциональную неустойчивость, отсутствие выносливости, не стремятся развиваться физически.
Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического аспекта понимания слова «пол». В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.
На мой взгляд, серьезной проблемой является то, что становление гендерной идентичности у мальчиков происходит в более трудных условиях, чем у девочек. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда является менее привлекательным, а ребенок лишен возможности подражать папе. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду и школе их тоже окружают женщины. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают «немужское» поведение, но не поощряют мужское. Часто дети не приемлют в своем обществе поведенческих нарушений. При этом сверстники больше влияют на поведение мальчиков, осуждая проявление в них женских черт, чем на девочек, поведение которых не соответствует представителям женского пола (дерутся и т.п.). Женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот – мускулистых девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.
Модель педагогического процесса на уроках СБО выстраиваю при помощи индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
При организации и проведении уроков стараюсь учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам — ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговариваются инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщается лишь принцип их выполнения, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение. В своей работе учитываю, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение учителя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
На уроках создаю условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо.
При оценке результатов деятельности учитываю, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п… Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны учителя.
Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Я считаю, что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью дети знакомились с народными играми, заучивались пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде; проводились беседы на темы: «Обязанности детей в семье», «Семейные традиции и обычаи русского народа», «Как трудились и отдыхали в старину», «Как росли мои родители?» и др.
.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы (помочь приготовить или убрать оборудование, передвинуть парты и т.п.), девочки — с аккуратностью (прибрать книги на полке, протереть зеркало и т.п.).
Гендерный подход находит свое отражение и при воспитании культурно-гигиенических навыков.
Наблюдение за воспитанниками показало, что расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки — доброжелательными по отношению к мальчикам.
Наработанный опыт будет углубляться, и совершенствоваться в дальнейшем.
© 2017, Осипова Татьяна Николаевна 714