СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гендерное воспитание школьников на уроках СБО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гендерное воспитание школьников на уроках СБО

Гендерное воспитание школьников — очень важный процесс. Традиционные стереотипы гендерного поведения в современном обществе разрушены вследствие происходящих социальных изменений. Упрощения отношений между мужчиной и женщиной привело к «смазыванию» ролей: женщины становится жестче, а мужчины – женоподобны. Женщины, в борьбе за лидерство и эмансипацию берутся за традиционно мужские профессии, не желая довольствоваться «женскими». На фоне этого напора мужчины расслабляются, и не отправляясь на охоту на мамонта, спокойно ожидают у семейного очага ужина. Превращаясь в потребителей, мужчины, впрочем, не торопятся забрать себе женскую работу: быт и воспитание детей по-прежнему остаются задачей женщин.

Гендерное воспитание школьников должно происходить с учетом того, что разрушение классической модели семьи не может не сказаться на детях. Девочки становятся грубее и агрессивнее, не считают достоинствами скромность, нежность, терпение, умение идти на компромисс и сглаживать конфликты. Мальчики же, перенимая женоподобную модель поведения, демонстрируют эмоциональную неустойчивость, отсутствие выносливости, не стремятся развиваться физически.

Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического аспекта понимания слова «пол». В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.

На мой взгляд, серьезной проблемой является то, что становление гендерной идентичности у мальчиков происходит в более трудных условиях, чем у девочек. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда является менее привлекательным, а ребенок лишен возможности подражать папе. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду и школе их тоже окружают женщины. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают «немужское» поведение, но не поощряют мужское. Часто дети не приемлют в своем обществе поведенческих нарушений. При этом сверстники больше влияют на поведение мальчиков, осуждая проявление в них женских черт, чем на девочек, поведение которых не соответствует представителям женского пола (дерутся и т.п.). Женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот – мускулистых девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Модель педагогического процесса на уроках СБО выстраиваю при помощи индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности.

При организации и проведении уроков стараюсь учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам — ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговариваются инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщается лишь принцип их выполнения, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение. В своей работе учитываю, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение учителя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На уроках создаю условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо.

При оценке результатов деятельности учитываю, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п… Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны учителя.

Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Я считаю, что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью дети знакомились с народными играми, заучивались пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде; проводились беседы на темы: «Обязанности детей в семье», «Семейные традиции и обычаи русского народа», «Как трудились и отдыхали в старину», «Как росли мои родители?» и др.

.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы (помочь приготовить или убрать оборудование, передвинуть парты и т.п.), девочки — с аккуратностью (прибрать книги на полке, протереть зеркало и т.п.).

Гендерный подход находит свое отражение и при воспитании культурно-гигиенических навыков.

Наблюдение за воспитанниками показало, что расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки — доброжелательными по отношению к мальчикам.

Наработанный опыт будет углубляться, и совершенствоваться в дальнейшем.

01.04.2017 18:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП