СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей. С.Т. Шацкий писал: "Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни".
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания ребенком действительности. Являясь ведущей деятельностью она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой. Играя, ребята стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни.
Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.А. Крупской, что "школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого чело века. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы".
В качестве таковых и выступают игры. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда - не развлекающим.
Из всего этого следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей школьного возраста. Моя задача, как педагога, - сделать плавным переход детей от игровой деятельности к учебной. В этом мне помогают дидактические игры. Именно эти игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Результаты, которых добиваются дети, доставляют им много радости и вызывают появление чувства творческого удовлетворения.
Например, развитию воображения и конструктивных навыков служит игра "Танграм", в которую ребята с удовольствием играют. Перед каждым учеником лежит комплект из 7 фигур, полученных в результате разрезания квадрата и таблица, на которой изображены силуэты людей, животных, очертания различных предметов, которых ребята должны построить.
![]() |
Развитию сообразительности и правильному распределению внимания служит игра "Магический квадрат из фигур". Ребятам даны квадрат, разделенный на 9 клеток, и 9 фигур которые отличаются по форме и цвету. Необходимо поставить в пустые клетки таким образом, чтобы фигуры, расположенные в соседних клетках в горизонтальных рядах и вертикальных столбцах отличались друг от друга формой и цветом.
Формированию навыков устного счета и воспитанию сообразительности служит игра " Магический квадрат из чисел", где в квадрат 3 × 3 клетки нужно расставить цифры от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, столбце сумма равнялась 15.
И таких примеров можно приводить множество. Вообще, я считаю, что ". без педагогической игры на уроке невозможно увлечь ученика в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока" (Ш.А. Амонашвили)
Математика - наука сложная, для многих учеников она так и остается только трудным предметом. Моя задача влюбить разных учеников и физиков и лириков в замечательный мир чисел, линий, закономерностей, понятий.
Я - обезумевший в лесу Предвечных Чисел!
Открою я глаза: их чудеса кругом!
Закрою я глаза: они во мне самом!
За кругом круг, в бессчетных сочетаньях
Они скользят в воспоминаньях"
Мир "Предвечных Чисел", с его проблемами и методами как обобщенный образ математики в целом, околдовывает поэта чарующей красотой, но и подавляет. Моя задача так обучать детей математике, чтобы наука не подавляла своей огромностью, таинственностью и непонятностью". Математик, так же как художник или поэт, создает узоры. И если эти узоры более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей".
Такой взгляд на Царицу Наук выдвигает на первый план задачу интеллектуального развития и, прежде всего таких его компонентов, как интеллектуальная восприимчивость, способность к усвоению новой информации, интеллектуальная лабильность. С моей точке зрения, именно эти качества являются существенно значимыми для относительно безболезненной адаптации человека к быстро меняющимся условиям реальной жизни.
Т.о. основной задачей перестройки школьного образования на современном этапе развития общества представляется переориентация методической системы обучения на приоритет развивающей функции обучения, перенос акцентов с увеличения объема информации на формирование умений использовать информацию.
© 2015, Моисеева Наталья Алексеевна 1196