СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, ТНР и другие. Также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
В начале 90-х гг. американскими психологами Полом и Гейл Деннисон была разработана программа нейрогимнастики. «Гимнастика мозга» - это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли. Сам доктор Деннисон до 9 лет практически не разговаривал. Позже он заметил непосредственное влияние специфических двигательных упражнений на развитие своего организма и посвятил этой методике всю жизнь.
В настоящее время мы наблюдаем постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. И этот неутешительный факт ставит перед педагогами задачу поиска эффективных технологий, методов, приёмов и форм профилактики и укрепления здоровья, и эмоционального состояния детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Одной из современных технологий, применяемых сегодня в работе с детьми с ОВЗ, является нейрогимнастика. Формирование мозга начинается еще в перинатальный период, а затем продолжается в младенческом, детском и подростковом возрасте. Причем мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологией. Прохождение ребенка по родовым путям, грудное вскармливание, период ползания у младенца, его первые шаги – каждый из этих естественных этапов запускает механизм активного развития очередного участка мозга. Если же какой-то из процессов был нарушен, возможны изменения и в формировании мозговых функций. В последнее время такие случаи стали массовыми. Стимуляция родов, кесарево сечение, искусственное вскармливание – каждая из подобных ситуаций может отразиться на развитии мозга.
На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т. д., общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям).
Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. Нейрогимнастика помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте и в любое время.
Для понимания механизма работы этой гимнастики нам необходимо вспомнить, как работает наш мозг. Мозг состоит из двух полушарий:
Правое - отвечает за действие левой половины тела, регулирует координацию движений, креативное развития и восприятие пространства.
Левое – отвечает за абстрактно - логическое мышление, развитие логики, речь и математические способности.
При работе нашего мозга происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.
Чем же полезны упражнения для мозга?
Польза заключена в тесной взаимосвязи мышления и движения. Это даёт следующие результаты:
Чтобы эффективность занятий была максимально высокой, следует соблюдать несколько правил:
Когда и где можно применить нейрогимнастику в режиме образовательного процесса?
В утренней гимнастике, во время физкультминуток, во время образовательной деятельности, на прогулке, перед чтением литературы, для заполнения любых пауз. Занятия могут быть как групповые, так и подгрупповые и индивидуальные. Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке и начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются. Важно точное выполнение каждого упражнения.
1. Упражнение «Двойной рисунок». Берем в каждую руку карандаш и рисуем в воздухе что угодно, двигая руками одновременно: вверх-вниз, навстречу друг другу и т.д.
Для хорошей координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое необходимо межполушарное взаимодействие. И чем лучше и разнообразней будут развиты у ребёнка межполушарные связи, тем выше будет у него интеллектуальное развитие, внимание, память речь, воображение, восприятие и мышление. Такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности.
© 2024, Эльцер Елена Васильевна 102