СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
М.В. Кларин в своей книге «Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии» приводит сопоставление между лабораторными работами, выстроенными в логике традиционного и исследовательского обучения.
Выглядит это следующим образом.
Традиционное обучение:
1. Основная цель лабораторных работ — формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов.
2. Изучение материала в ходе лабораторных работ следует точно установленным указаниям и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изученных в классе понятий и представлений.
3. Лабораторные опыты должны быть спланированы учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми учащимися, которые четко придерживаются инструкций к лабораторной работе.
4. В ходе лабораторной работы ученики используют указания о том, что необходимо наблюдать, измерять, фиксировать, чтобы получить искомый правильный результат.
Исследовательское обучение:
1. Материалы лабораторных работ побуждают учащихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе.
2. Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке.
3. В лабораторных опытах учащимся предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты.
4. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования.
Очевидно, что разница между двумя этими типами лабораторных работ велика.
Очевидно, что если неподготовленным к самостоятельной работе школьникам предложить выполнить лабораторную работу в логике исследовательского обучения, то работа не будет выполнена.
На мой взгляд, существуют и переходные формы, которые могли бы подготовить учащихся к большей самостоятельности в ходе своего обучения. Эти переходные формы имеет смысл называть исследовательскими заданиями.
Лабораторные работы, в таком случае, могут быть выстроены в логике исследовательских заданий.
Возможен и другой вариант – знакомство с новым материалом может быть выстроено как лабораторная работа, состоящая из исследовательских заданий.
Смысл исследовательского задания заключается в следующем. Педагог предлагает учащимся ситуации, полностью сконструированные как демонстрационный опыт (эксперимент).
Но в чем особенность?
В отличие от демонстрационного эксперимента, направленного на визуальное подтверждение представленных теоретических положений, исследовательское задание предлагается до объяснения теоретического материала. И в исследовательском задании отсутствует наблюдаемый эффект. Точнее, этот эффект учащиеся и должны самостоятельно обнаружить, самостоятельно выполняя необходимые (и внешне заданные) манипуляции с изучаемым объектом.
В качестве иллюстрации организации работы в логике исследовательского заданий предлагаю материал «Изучение биологического явления» (материал взят из открытых источников Интернета)
Явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы чешуйки лука.
Оборудование: чешуйка лука, раствор поваренной соли, микроскоп, предметное и покровное стекла, фильтровальная бумага.
Ход работы.
1. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуйки лука. Внимательно рассмотрите клетки. Как располагается цитоплазма относительно клеточной оболочки? Зарисуйте 2-3 клетки.
2. Фильтровальной бумагой оттяните воду и капните на предметное стекло 2-3 капли раствора поваренной соли. Как изменилось положение цитоплазмы? Куда двигалась вода: в клетки или из них? Найдите в литературе название этого явления.
3. Удалите излишки раствора соли и капните 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы. Куда двигалась вода в данном опыте и почему? Как называется это явление?
Вопросы для обсуждения.
1.Что могло бы произойти с клетками, если бы их оставили надолго в растворе соли?
2. Подумайте, какое практическое значение может иметь явление плазмолиза?
3. О чем свидетельствуют явления плазмолиза и деплазмолиза?
В чем еще особенность исследовательского задания?
В исследовательском задании нет проблемы, которую решают учащиеся. И этим оно отличается от проблемной задачи и исследовательской задачи. Вместо решения проблемной ситуации, школьникам нужно «лишь» зафиксировать (но самостоятельно) изучаемое явление и найти его название и объяснения в литературе.
Не очень сложно, согласитесь.
Но в отличие от прямого изложения на уроке учителем явления плазмолиза, здесь работа организована все же иначе. И степень самостоятельной работы школьников значительно выше.
Представляется, что использование на уроках исследовательских заданий, как инструмента подготовки школьников к более сложным формам интеллектуальной деятельности, весьма целесообразно.
М.В. Кларин в своей книге «Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии» приводит сопоставление между лабораторными работами, выстроенными в логике традиционного и исследовательского обучения.
Выглядит это следующим образом.
Традиционное обучение:
1. Основная цель лабораторных работ — формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов.
2. Изучение материала в ходе лабораторных работ следует точно установленным указаниям и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изученных в классе понятий и представлений.
3. Лабораторные опыты должны быть спланированы учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми учащимися, которые четко придерживаются инструкций к лабораторной работе.
4. В ходе лабораторной работы ученики используют указания о том, что необходимо наблюдать, измерять, фиксировать, чтобы получить искомый правильный результат.
Исследовательское обучение:
1. Материалы лабораторных работ побуждают учащихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе.
2. Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке.
3. В лабораторных опытах учащимся предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты.
4. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования.
Очевидно, что разница между двумя этими типами лабораторных работ велика.
Очевидно, что если неподготовленным к самостоятельной работе школьникам предложить выполнить лабораторную работу в логике исследовательского обучения, то работа не будет выполнена.
На мой взгляд, существуют и переходные формы, которые могли бы подготовить учащихся к большей самостоятельности в ходе своего обучения. Эти переходные формы имеет смысл называть исследовательскими заданиями.
Лабораторные работы, в таком случае, могут быть выстроены в логике исследовательских заданий.
Возможен и другой вариант – знакомство с новым материалом может быть выстроено как лабораторная работа, состоящая из исследовательских заданий.
Смысл исследовательского задания заключается в следующем. Педагог предлагает учащимся ситуации, полностью сконструированные как демонстрационный опыт (эксперимент).
Но в чем особенность?
В отличие от демонстрационного эксперимента, направленного на визуальное подтверждение представленных теоретических положений, исследовательское задание предлагается до объяснения теоретического материала. И в исследовательском задании отсутствует наблюдаемый эффект. Точнее, этот эффект учащиеся и должны самостоятельно обнаружить, самостоятельно выполняя необходимые (и внешне заданные) манипуляции с изучаемым объектом.
В качестве иллюстрации организации работы в логике исследовательского заданий предлагаю материал «Изучение биологического явления» (материал взят из открытых источников Интернета)
Явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы чешуйки лука.
Оборудование: чешуйка лука, раствор поваренной соли, микроскоп, предметное и покровное стекла, фильтровальная бумага.
Ход работы.
1. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуйки лука. Внимательно рассмотрите клетки. Как располагается цитоплазма относительно клеточной оболочки? Зарисуйте 2-3 клетки.
2. Фильтровальной бумагой оттяните воду и капните на предметное стекло 2-3 капли раствора поваренной соли. Как изменилось положение цитоплазмы? Куда двигалась вода: в клетки или из них? Найдите в литературе название этого явления.
3. Удалите излишки раствора соли и капните 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы. Куда двигалась вода в данном опыте и почему? Как называется это явление?
Вопросы для обсуждения.
1.Что могло бы произойти с клетками, если бы их оставили надолго в растворе соли?
2. Подумайте, какое практическое значение может иметь явление плазмолиза?
3. О чем свидетельствуют явления плазмолиза и деплазмолиза?
В чем еще особенность исследовательского задания?
В исследовательском задании нет проблемы, которую решают учащиеся. И этим оно отличается от проблемной задачи и исследовательской задачи. Вместо решения проблемной ситуации, школьникам нужно «лишь» зафиксировать (но самостоятельно) изучаемое явление и найти его название и объяснения в литературе.
Не очень сложно, согласитесь.
Но в отличие от прямого изложения на уроке учителем явления плазмолиза, здесь работа организована все же иначе. И степень самостоятельной работы школьников значительно выше.
Представляется, что использование на уроках исследовательских заданий, как инструмента подготовки школьников к более сложным формам интеллектуальной деятельности, весьма целесообразно.
© 2017, Гринькова Ольга Валентиновна 298