СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научить детей мыслить нестандартно

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение оригинально мыслить присуще многим детям, ведь их мышление более гибкое и открытое. Но с возрастом эта чудесная способность испаряется: родители, учителя, другие дети, интернет, телевизор и просто окружающий мир могут влиять на маленьких людей таким образом, что их мышление как будто костенеет, становится шаблонным. Но что делать, если хочется вырастить своего отпрыска по-настоящему креативным и изобретательным человеком? Научить мыслить нестандартно!

Однако к делу нужно подойти комплексно и вовлечь в процесс всех, кто наставляет и обучает ребенка. Дома это будут родители и другие родственники, а вот за его границами в дело должны вступать учителя.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

1. Поощрять детей рисковать.

Взрослые любят устанавливать свои правила и требовать от ребенка их выполнения. К сожалению, этим грешат очень многие родители. Но слишком большое их количество не приведет к положительному результату. Дело в том, что правила не научат самостоятельному мышлению. Скорее наоборот, они вгоняют в рамки, из-за которых ребенок либо не станет рисковать вообще, либо пойдет на риск лишь в случае отсутствия наказания или возможности его избежать. А это, в свою очередь, может привести к тому, что юный человек будет бояться выходить из зоны комфорта, пробовать и искать что-то новое, находить нестандартные решения проблем.

Чтобы избежать подобного, нужно делать акцент на ценностях, а не правилах. Вместо указания правил, лучше объяснить, почему ценятся те или иные принципы и как их стоит применять.

Конечно, это не значит, что от правил нужно полностью отказаться. Но родителям нужно четко объяснить своему чаду, зачем они нужны и почему важны. Так ребенку станет понятно, что определенные вещи стоит делать или не делать по определенной причине, а не просто потому, что так сказала мама.

2. Объяснять требования.

Детям нужно объяснять, почему от них что-то требуется. Например, помощь с уборкой по дому требуется для поддержания порядка и чистоты в доме. Такой подход, во-первых, приучит к ответственности, а во-вторых, даст ребенку поучаствовать в общем деле, помочь своей семье. Если правильно формулировать и объяснять требования, то детям не будет казаться, что родители пытаются ограничить их свободу или наказать. Кроме того, такой метод воспитания привнесет в детские мысли и действия элемент осознанности.

ЧТО ДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЯМ?

Учителя также участвуют в воспитании ребенка. Возможно, они не имеют такого авторитета как родители, но оказать положительное влияние на формирование личности ребенка могут. Поэтому и им тоже стоит использовать некоторые методы развития самостоятельного и нестандартного мышления у детей.

1. Методика мозаики.

Этот метод подразумевает совместную работу детей над каким-либо проектом. Упор сделан на то, что координирование всех действий научит ребят прислушиваться к другим, уважать чужое мнение и друг друга.

Таким образом, проект разбивается на части, которые, в свою очередь, делятся между детьми. Каждый ребенок работает над своей частью, а затем предоставляет готовый результат. Все итоги работы собираются в единое целое, словно мозаика. Но при этом дети рассказывают о проделанной работе и сделанных выводах отдельно, тем самым демонстрируя свою точку зрения.

Метод мозаики помогает ребятишкам лучше понимать других детей и позволяет увидеть проблему с другой стороны, благодаря чему и развивается нестандартное мышление.

2. Правильный подход к работе в группе.

К сожалению, командная работа не всегда бывает эффективной. Если группа детей устроит мозговой штурм, то результаты не будут отличаться оригинальностью. Кроме того, идей в итоге будет не так много, чем в случае самостоятельной работы каждого ребенка.

Впрочем, существует несколько причин, из-за которых командная работа иногда не настолько эффективна, как хотелось бы:

1. Нежелание ребенка выделяться. Некоторые дети не хотят или стесняются громко заявлять о своем мнении и отстаивать его. Из-за этого многие идеи просто пропадают.

2. Страх выглядеть глупо. Эта проблема свойственна не только детям, но и очень многим взрослым: страх сказать что-то не то и быть осмеянным заставляет оставлять интересные мысли при себе.

3. Неумение слушать. Дети часто любят говорить наперебой и поднимать галдеж. Но из-за этого хорошие идеи могут быть просто не услышаны.

Как итог: высказываются лишь несколько популярных мнений, а группа просто соглашается с ними. И никто не пытается найти и предложить новый способ разрешения проблемы.

Именно поэтому всем детям нужно давать время на самостоятельную работу и размышления. И только потом собирать всех в группу для высказывания и обсуждения проблем и идей. Это научит мыслить самостоятельно, а также комбинировать различные идеи, методы и способы работы над разного рода проектами и задачами.

3. Польза прокрастинации.

Прокрастинация известна как плохая привычка, от которой нужно избавляться. Но кроме прокрастинации существует прекрастинация, которая характеризуется желанием быстро взяться за дело и выполнить его раньше установленного срока.

На первый взгляд, это хорошая привычка, которая способствует продуктивности, но не все так просто. Прекрастинация враг творчества и креативности: мгновенное погружение в работу лишает возможности поразмышлять над решением задач, придумать новые идеи. К решению проблемы сложной подойти оригинально, если на это отводится мало времени. Более того, из-за этого можно остановиться на первых идеях и больше не вдаваться в раздумья. Так что прокрастинация не так плоха, как кажется.

Для успешного эксперимента с прокрастинацией преподавателям стоит давать детям определенное количество времени на работу с заданием. А затем подвинуть срок сдачи еще немного, посоветовав при этом лучше поработать с идеями, которые были отвергнуты на начальных этапах. Лишнее время даст возможность еще раз взглянуть на проблему и подойти к ее решению более нестандартно, чем раньше.

Этот метод развития оригинального мышления демонстрирует, как важно обучить детей придерживаться баланса и не впадать в крайности: не стоит браться за дело, не подумав, но и откладывать работу до самого конца тоже нельзя.

07.01.2019 15:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП