СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Развиваем речь ребёнка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей «Играем пальчиками и развиваем речь»

Малыш уже в первые недели после рождения делает открытие, что его руки – замечательный, подвижный «инструмент». Собственные пальчики – это первая игрушка ребёнка. Он забавляет себя своими ручками: подносит их к лицу, опускает, снова подносит к лицу. Ребёнок знакомится со своим телом – разглядывает, ощупывает его. Пальцы рук снабжены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Следовательно, движения пальцев и кистей рук ребёнка способствуют не только его физическому развитию, но также и умственному. О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со II века до н.э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, развивают психику, речь. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами. В России известны многие старинные забавы с пальчиками. Одна из них – «Полетушки» - описана в словаре В.И. Даля: все дети садятся вокруг стола и кладут на стол по пальчику. Водящий начинает игру, называет какую-нибудь птицу или летучее насекомое, а назвав его, поднимает палец вверх и быстро опускает на стол. Дети делают то же. Если кто-то прозевает, не успеет поднять/опустить палец или «полетит» тогда, когда водящий, обманывая, называет вещь или нелетучее животное, это считается ошибкой и за неё проигравший даёт залог. Уникальным средством для развития подвижности и гибкости пальцев, кистей рук ребёнка являются ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. Благодаря очень увлекательным пальчиковым играм вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Они способствуют развитию творческой активности, мышления и речи ребёнка.

Традиционные пальчиковые игры делятся на две группы:

- игровой фольклор - прибаутки, потешки, пестушки, забавы, обращенные к детям младенческого и раннего возраста;

- игры с правилами для детей постарше.

Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Трёхлетние малыши осваивают игры для двух рук (например, в игре «Кошка и мышка» одна рука изображает кошку, а другая — мышку). Четырёхлетние дети могут играть в игры, в которых несколько явлений сменяют друг друга. Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным мелким реквизитом — бусинами, шариками, карандашами, кубиками и т. д.

* Все пальчиковые игры надо начинать с весёлой разминки- сгибания и разгибания пальчиков

* Перед игрой надо обсудить с малышом её содержание, отработать ключевые жесты и комбинации пальцев. Это не только подготовит ребёнка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой.

* Следует медленно показать позу пальцев и кисти руки. Если малыш не может самостоятельно принять позу и выполнить движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. При выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой.

* Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение), т. к. объём внимания у него ограничен, поэтому сложная задача может сразу «отбить» интерес к игре. Стимулируйте подпевание ребёнка, старайтесь «не заме­чать», если он поначалу делает что-то неправильно, хвалите за успехи.

* Не забывайте, что малыш воспринимает ваши действия зеркально. Произнося команду «влево», вы должны повернуть руку вправо, и наоборот.

Удержание позы кисти руки чрезвычайно важно в пальчиковых играх. В книге есть много упражнений на удержание позы: «Слон», «Козочка», «Барашки», «Червячки», «Краб», «Краб-хвастун», «Крокодил», «Черепашка», «Яблони», «Сова», «Солдатики», «Воздушный шарик», «За­борчик», «Любопытная ворона», «На высокой скале», «Радуга» и др.

Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движений, очень пригодятся при развитии у ребёнка навыков самообслуживания (застегивание и расстёгивание пуговиц, молний и т. п.). Такие упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, ритм которых соответствует ритму выполняемых движений: «Братья», «Цветок», «Моя семья», «Солдатики», «Барабан», «Наши пальчики», «Пальчики-забияки» и др.

Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма и прочему. Персонажи предлагаемых мной пальчиковых игр (бабочка, паук, рыбки, крокодил, лошадки, кит и др.) очень нравятся маленьким детям. Одни игры готовят малыша к счёту («Цветок», «Маленький художник»), в других он должен действовать, используя обе руки, что помогает усвоить понятия «выше», «ниже», «право», «лево» («Рыбки», «Осьминоги», «Яблони», «Танец», «Паром», «Радуга» и др.). Игры с пальчи­ками развивают кисти рук (появляется подвижность, гибкость), что облегчает приобретение навыков рисования и письма.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству. Ребёнок пробует придумать новые образы и движения. Забавы, в которых он гладит руку взрослого, загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования у него чувства уверенности. Занятия особенно интересны дошкольникам, если в них удачно соединяются рифмованная речь и движения.

В возрасте от двух до пяти лет ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание вашего голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Детям раннего возраста трудно проговаривать текст, поэтому им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.

С возрастом пальчиковые игры усложняются (можно разыгрывать даже целые сцены).

Игры с пальчиками - это театр, актёры которого всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев весёлые лица и придать им ещё большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки (лучше использовать несколько фломастеров разных цветов).

Наибольшее внимание маленьких детей привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез действия, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия более эффективно. Стихи можно петь на любую подходящую мелодию. И ещё раз о важном условии: игры с пальчиками должны быть весёлыми!

Приложение

ВЕСЁЛЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

СЛОН

На прогулку вышел слон,

Хоботом качает он.

Топ-топ, топ-топ.

Говорю слону я: «Стоп!»

Средний палец правой руки становится «хоботом», все остальные пальцы превращаются в «ноги» слона. Слон должен идти, опираясь на все четыре ноги, не касаясь хоботом земли. По сигналу «стоп» слон останавливается. Можно изображать слона попеременно левой и правой рукой.

СОРОКОНОЖКИ

Между кочек по дорожке

В сад бегут сороконожки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Никому их не догнать.

Кисти рук находятся на столе. Пальцы изображают «лапки» сороконожек. По команде сороконожки начинают быстро двигаться. В движении участвуют все пальцы. Сороконожки могут менять направление движения по команде «направо»/«налево», обегая кочки (мелкие предметы на столе).

БАБОЧКА

Только солнце засияет —

Сразу бабочка взлетает.

Большие пальцы обеих рук перекрещиваются, а ладони располагаются горизонтально и превращаются в «крылышки» бабочки. Бабочка летает, то раскрывая, то закрывая крылышки.

Попорхает — утомится,

Отдохнёт — опять кружится.

Бабочка садится на спинку стула (край стола, книжку и т. п.), складывает крылышки. Через несколько секунд снова начинает летать.

КОЗОЧКА

Вот идёт на нас коза –

Озорная егоза.

Ты, коза, нас не бодай,

Лучше с нами поиграй.

Указательный палец и мизинец выставлены вперёд и двигаются вверх-вниз, вправо-влево, изображая рожки козочки. Остальные пальцы прижаты к ладони.

МАЛЕНЬКИЙ ПАУК

Это маленький паук,

Мухам враг он, а не друг.

Кисть руки опущена, подушечки пальцев опираются на стол. Паутинку он сплетает, Мух на ужин поджидает. Пальцы медленно перебирают нитку (шнурок).

ЧЕРВЯЧКИ

Червячки устали спать,

Червячки пошли гулять.

Указательный и большой пальцы обеих рук подушечками опираются на стол (стоят). Остальные пальцы прижаты к ладоням. Слегка сгибаясь и вытягиваясь, указательный и большой пальцы ползут по столу, изображая гусениц.

Лужи быстро обошли

И назад, домой, пришли.

Червячки обогнули лужи (блюдца с водой).

РЫБКИ

Рыбки под водой резвятся:

Вместе плавают, кружатся.

Обе ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу. Волнообразными движениями ладоней изображать плывущих рыбок.

И ныряют - раз, два, три.

Как им весело, смотри!

Ладонями делать «ныряющие» движения.

КРАБ

В синем море краб идёт,

Ладони тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы направить вниз; переплести пальцы (лапки краба), раздвинуть ладони. Большие пальцы обеих рук направить к себе (голова краба).

Быстро лапками гребёт.

Быстрые движения пальцев показывают, как краб гребёт лапками.

Тихо краб ползёт по дну,

Ищет он себе еду.

Краб идёт на лапках (на пальчиках) сначала в одну, а затем в другую сторону.

КРОКОДИЛ

Лёг на берег крокодил,

Вытянуть вперёд руки, положить одну на другую, соединить ладони, изображая лежащего на берегу крокодила.

Пасть открыл и вновь закрыл.

Кисти рук соединены у запястья (пасть крокодила). Разъединяя и соединяя ладони, показывать, как крокодил открывает и закрывает пасть.

Никого он не глотает,

Только всех вокруг пугает.

ВОРОНЫ

Прилетели к нам вороны,

Кистями рук изображать движение крыльев ворон.

Сели рядышком на клёны.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Большой, указательный и средний пальцы обеих рук сложить в щепотку (клювы ворон) и качать вверх-вниз. Остальные пальцы прижаты к ладоням.

Стали громко каркать, спорить,

Разъединяя пальцы, показывать, как открываются и закрываются клювы ворон.

Стали дом из веток строить.

Пальцами («клювом») брать со стола «палочки», «веточки» (карандаши, ручки) и из них складывать «гнездо».

УЛИТКИ

Вот улитки-недотрожки

Тихо высунули рожки.

Указательный и средний пальцы обеих рук вытянуть вперёд и изображать рожки улиток. Остальные пальцы прижаты к ладоням.

Лишь дотронемся до них –

Спрячут рожки в тот же миг.

Указательный и средний пальцы сгибать и разгибать, показывая, как прячутся рожки улиток.

ВЕРТОЛЁТ

Быстро вертится пропеллер.

Вертолёт взлететь готов.

Он отважно, без сомнений,

Путь найдёт средь облаков.

В синем небе полетает,

Облака поразгоняет

И вернётся точно в срок,

Как бы ни был путь далёк.

Между указательным и средним пальцами зажать короткий карандаш. Движением пальцев подсунуть конец карандаша под безымянный палец. Стараться поворачивать (крутить) карандаш, перехватывая его только этими пальцами.

КАПИТАН

По волнам на лодке белой

Он плывёт, большой и смелый.

Ладони сложить лодочкой (чуть округлить, соединив пальцы, кроме больших, т.е. сделать пригоршню). Медленно выполнять волнообразные движения в воздухе, показывая, как лодка качается на волнах.

Он - отважный капитан,

Выдержал и ураган.

Увеличивая скорость и амплитуду движений, показывать, как лодка качается на высоких волнах.

Видел капитан все страны,

Пересёк все океаны,

Ну а после, как герой,

К маме он приплыл домой.

Движения рук — спокойные, как в начале игры.

ОСЬМИНОГИ

Осьминоги, осьминожки

Тренируют ручки, ножки.

Кисти рук (ладонями вниз) лежат на столе: правая рука — с сомкнутыми пальцами, левая — с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).

Могут плавать вверх и вниз,

Ладонь правой руки медленно движется вверх, а ладонь левой руки — вниз.

Сальто сделают на бис,

Ладони переворачиваются в воздухе.

Вправо проплывут и влево –

Тренируются умело.

Ладонь правой руки медленно движется вправо, а ладонь левой руки — влево, затем наоборот.

Им гимнастика важней

Всех забав и всех затей.

БАРАШКИ

На поляне утром рано

Повстречались два барана.

Ладони обеих рук опущены. Локти разведены в стороны. Указательные пальцы и мизинцы согнуть «колечком» и выдвинуть вперёд, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Согнутые указательный палец и мизинец одной руки слегка ударять об указательный палец и мизинец другой руки, показывая, как барашки бодаются рогами.

Долго так они бодались

И друг к другу придирались.

Наконец они устали

И бодаться перестали.

ДОМИК

Под грибком - шалашик-домик,

Там живёт весёлый гномик.

Ладони соединить шалашиком.

Указательный и средний пальцы одной руки опущены, изображая человечка.

Мы тихонько постучим,

Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки.

В колокольчик позвоним.

Ладони обращены вниз, пальцы скрещены («колокольчик»). Средний палец правой руки опустить и, слегка покачивая его, изображать язык колокольчика.

Двери нам откроет гномик,

Ладони повернуть к себе (рёбра прижаты друг к другу), изображая закрытые двери. Затем ладони разворачивать, показывая, как открываются двери.

Станет звать в шалашик-домик.

Кисти обеих рук выполняют «манящие» движения.

В домике - дощатый пол,

Ладони опущены, рёбра прижаты друг к другу.

А на нём - дубовый стол.

Левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опущена ладонь правой руки.

Рядом - стул с высокой спинкой,

Левая ладонь обращена вверх, к её тыльной стороне приставлен кулачок правой руки (большой палец — к себе).

На столе — тарелка с вилкой.

Ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку. Правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой — прижат к ладони.

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят.

19.03.2017 19:05


Рекомендуем курсы ПК и ПП