СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критериальное оценивание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как критериальное оценивание способствует

повышению мотивации обучения учащихся?

В содержании образования в последнее время произошли качественные изменения. А именно: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания.

Часто мы слышим от родителей и учеников о том, что оценку поставили необъективно. Возможно, это связано и с тем, что у нас до сих пор существует пятибалльная система оценивания, а точнее трёхбалльная, которая выполняет, в основном, контролирующую функцию, но никак не стимулирующую.

Традиционная «отметочная» система оценивания имеет ряд проблем, в связи с тем что:

ƒ*общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы;

ƒ*не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании;

ƒ*затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущим результатом его обучения;

ƒ*является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев оценки отметка не позволяет определить реальный уровень знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий, т.е. что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ученика;

ƒ*часто имеет «травмирующий» характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя «отметочная» система, нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, на ребенка, с другой стороны – на родителей. Обратная связь учителя с учениками часто служит социальным и управленческим целям, а не целям оказания помощи ученикам в улучшении результатов обучения;

ƒ*среди учителей распространена практика оценивать объем и форму выполненной работы, а не качество достижений учащихся;

ƒ*акцент делается на сравнение учеников друг с другом, что снижает активность и мотивацию, деморализует менее успешных учеников и не позволяет полноценно прогрессировать наиболее успешным ученикам.

Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Считаю, что для учителя очень важно, чтобы оценка давала стимул для роста ученика, мотивировала его учёбу. Если учителя будут знакомить учеников и их родителей с критериями оценивания, то, возможно избежать таких проблем. Потому что, зная критерии, ученик видит свои пробелы в знаниях, может оценить себя сам, участвовать во взамооценивании, корректировать свою дальнейшую учёбу.

Обучаясь на курсах по Программе второго (основного) уровня, работая в группах, мы нашли ответы на многие вопросы, которые волновали нас раньше. Поэтому мне хотелось поделиться своими знаниями, идеями данного модуля с коллегами, чтобы совместными усилиями прийти к решению вопроса: Как критериальное оценивание способствует повышению мотивации обучения учащихся? На заседании районного методического объединения учителей начальных классов мне предложили провести коучинг занятие по данной теме.

Перед проведением коучинг занятия чётко определила цель: оказать содействие учителям в понимании видов оценивания и возможности использования их для улучшения процесса оценивания. При составлении заданий я старалась делать упор на те проблемы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Считаю, что выполняя практические задания, пропуская через себя эту проблему, учителя поняли, каким образом можно улучшить процесс оценивания. Мы сделали вывод, что критерии должны быть понятны детям, соответствовать теме и, разработав грамотно критерии, оценки их работы тоже изменятся. Посмотрев видеоролик, изучив теоретический материал, поработав в группах над составлением кластера, разработав критерии оценивания, учителя еще раз убедились, что обратная связь, похвала учителя могут повысить успех в учёбе каждого ученика.

02.11.2016 16:14


Рекомендуем курсы ПК и ПП