СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок – КВН в 7-м классе
«Великий, могучий русский язык»
Цель урока:
Оформление доски: эпиграф: «Ты одни мне поддержка и опора, о великий, могучий русский язык»
Ход урока
Девиз нашей команды: «Выучить русский язык!» «Перед вами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его» (Н.В. Гоголь)
- Конкурс эмблем, представление.
4. Учитель: Итак, Внимание! Начинаем нашу игру!
Первый конкурс. Разминка.
Учитель: Мы, как обычно, начнем урок со словарной работы. Напишем с вами «Общий диктант». Каждый участник команды пишет 1-2 слова под мою диктовку. Словарный диктант:
9. Ледяной 14. Цыплёнок
Учитель: - Ребята, сегодня у нас гости в школе, приходит районное методобъединение учителей русского языка. Дружно поздоровались.
- Уважаемые гости, хочу представить вам учащихся 7 «А» класса. Я работаю с этим классом 3-й год, сегодня мы постараемся систематизировать полученные знания за 2 года. Это будет урок-повторение, назвали мы его «Великий, могучий русский язык», а провести его решили в форме известной, популярной, молодежной игры КВН. Надеюсь, что наше путешествие в страну языкознания будет полезным и увлекательным, а ребята проявят себя, как веселые и находчивые.
В игре встречаются две команды: капитаны 1 и 2.
А девиз нашей игры – «Выучить русский язык»
Итак, займите свои места за стояками. А я пока представлю членов жюри.
Председатель 1
Члены жюри 2
3
«Перед вами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его» (Н.В. Гоголь)
Итак, мы начинаем КВН. И первый конкурс
«Представление».
Вам надо было придумать самим название команды, девиз, эмблему.
Слово предоставляется: первой команде
второй команде
Подведение итогов первого конкурса
Слово жюри.
Второй конкурс «Затранскрибируй слово, текст».
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык…» (И. С. Тургенев)
Подведение итогов второго конкурса
Слово жюри
Третий конкурс «в мире фразеологизмов»
Учитель: Ребята, вам нужно отгадать какие фразеологизмы изображены на рисунках. Например: Водить за нос, повесить нос, лезть в бутылку. (см. приложение).
Подведение итогов третьего конкурса
Слово жюри
Четвертый конкурс «Конкурс капитанов. Блиц – турнир»
Учитель: За 1 минуту вам нужно ответить на максимальное количество вопросов (см. приложение).
Подведение итогов четвертого конкурса
Слово жюри
Дети исполняют шуточную песню «Двоечник»
Пятый конкурс «Ребусы»
Учитель: Ребята, у вас было задание – придумать ребусы. Ваша задача – разгадать ребусы противника (см. приложение).
Подведение итогов пятого конкурса.
Слово жюри
Шестой конкурс «Конкурс телефонистов»
Задание: Капитану каждой команды на ушко произносится скороговорка. Текст скороговорки передается по цепочке, последний должно быстро произнести скороговорку.
1-ой команде: «Жутко жуку жить на суку»
2-ой команде: «Цапля чахла, цапля сохла, цапля высохла и сдохла»
Подведение итогов шестого конкурса
Слово жюри
Седьмой конкурс «Каламбурчик, господа!» Путешествие в лексику. Речевая роль омонимов.
Учитель: Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Я предлагаю вам поиграть в слова. Используя пары слов (омонимов, омоформ, омографов, омоморфем), придумайте по 2-3 каламбура.
Подведение итогов седьмого конкурса
Слово жюри
Восьмой конкурс «Конкурс актерского мастерства»
Вниманию гостей и жюри учащиеся предлагают сценки о значении запятой (см. приложение).
Подведение итогов восьмого конкурса
Слово жюри
Девятый конкурс а) «Кот в мешке» или б) «Иллюстраторы»
а) Гости, члены жюри задают вопросы, а ученики должны на них ответить
или
б) Конкурс на лучшую иллюстрацию к художественным произведениям.
Подведение итогов девятого конкурса
Слово жюри
Каламбур на концовку: «Мы долго переживали, все темы пережевали».
Приложение
Искусство, собирать, землетрясение, кто-нибудь, инженер, местность, преодолеть, ледяной, бескрайний, сладкоежка, грушевый, шорох, цыплёнок (14 слов).
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык…» (И. С. Тургенев)
Блиц – вопросы для 1 капитана
Блиц – вопросы для 2-го капитана
1-й куплет: Я первый ученик среди ребят,
«5» в мой дневник, как ласточки летят.
Теряю счет, пятерки круглый год
И в доме уважение, и в школе мне почет.
П-в
Ха-ха, почет,
Совсем наоборот
Четыре «2» в табеле –
Позорный счет
2-й куплет: Умею я, друзья, строгать, пилить.
Могу отлично я будильник починить
Сосед сказал, что мастером я стал,
И дома даже некуда деваться от похвал.
П-в
Ха-ха, похвал,
Ну разве не бохвал.
Испортил 3 будильника,
Какой скандал.
По парам омонимов, омоформ, омографов, омоморфем составить, сочинить каламбуры.
зАмок – замОк
мукА – мУка омографы
рОжки - рожкИ
плод – плот
код – кот
порог – порок омофоны
рот – род
пруд – прут
надуть – надуть
брак – брак
охота – охота
петрушка – петрушка омонимы
ласка – ласка
тушить – тушить
рысью – рысью(сущ – глагол)
печь – печь(сущ – глагол)
чаще – чаще(сущ – нареч) омоформы
стекло – стекло(сущ – глагол)
ели – ели(сущ – глагол)
норка – норка – омоморфемы
«Каламбурчик, господа!»
Лексика – один из самых интересных разделов языкознания. Давайте с вами вспомним, что изучает лексика? Изучая её, вы узнали об антонимах, синонимах, о профессиональном диалоге, неологизмах. Все эти слова обогащают наш язык, делают нашу речь более насыщенной, выразительной, не являются исключением и омонимы. Говоря об омонимах, мы познакомились с вами и с омофонами, и с омоморфемами, омоформами, научились их различать.
Примеры по плакату
Люди всегда любили играть со словами и придумывали множество игр: анаграммы, буриме (калабмур). Сегодня я хочу вам предложить поиграть в слова.
Вы попытаетесь сочинить каламбуры из словаря Ожегова. «Каламбур – шутка», основанная на комическом использовании сходных по звучанию, но разных по значению слов.
В эту игру любили играть и знаменитые поэты: Например
Кругом белькают фонари
Как бьется сердце злей и чаще
Меня проищут до зари. (А. Блок)
Люди утешены этой наукой
Станет мукою, что было тоской
Нет, лучше мукой (М. Цветаева)
Подобное задание вы и раньше получали. Мне хочется попросить Даче Н. прочитать каламбур, который она сочинила дома.
© 2016, Кротова Елена Сергеевна 498