СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1 часть. Вступление "Дайте мне рычаг и я переверну Землю!". Кто-то может сказать, что, Архимед не собирался переворачивать Землю, его знаменитая фраза лишь иллюстрировала возможности рычага. На самом деле он предложил одно из самых глобальных новшеств в истории человечества. Новшество заключалось в возможности изменить всё, даже основы мироздания. Сегодня мы будем говорить о педагогических инновациях и рассматривать их прежде всего как средства преобразования образования. ^ Вопрос: На ваш взгляд, какие синонимы соответствуют понятию «инновации»? Ответы: новшества, нововведения……. Прозвучали ответы…. Отмечу, что следует различать НОВШЕСТВА и НОВОВВЕДЕНИЯ. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Таким образом, инновационная деятельность – это превращение идей в нововведение, а значит синонимом понятию «инновация» будет «нововведение». На заре перестройки были целые инновационные движения. Учителей, внедряющих их называли педагогами-новаторами. Среди авторов можно назвать Амоношвили, Лысенкову, Шаталова и др. Люди приезжали к педагогам-новаторам, смотрели, учились, затем пытались внедрить у себя. Но шло не у всех. В результате, некоторые уходили из педагогики. Но почему не шло? А дело все в том, чтобы новшество реализовалось, необходимо точно знать механизм его внедрения. Вывод: итак, подведем итоги 1 части нашего разговора: для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества
2 часть. «Особенности инноваций на уроке» Сегодня мы попытаемся рассмотреть особенности инноваций по отношению к уроку. Урок – традиционная ячейка образовательного процесса. А особенности урока определяют характер инноваций. ^ Вопрос: Давайте поразмышляем: что конкретно подлежит инновационным изменениям на уроке? Ответы:
^ Итог: Во второй части нашего разговора мы с вами выделили 5 направлений урока, которые подлежат инновационным изменениям 3 часть. Отношение педагогов к новаторству А давайте спросим себя: готовы ли мы, учителя, принять инновации? Природа людей по отношению к нововведениям различна. Одни склонены к их принятию, другие - более консервативны. Иногда в одном человеке одновременно уживаются различные проявления в отношении новаций из разных областей его деятельности. Несколько цифр статистики (классификации субъектов инноваций, составленная Э.Роджерсом): 1 группа - новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, характеризуются некоторым авантюрным духом. 2 группа - ранние реализаторы - 13,5%. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы. 3 группа - предварительное большинство - 34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после "ранних реализаторов». Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам. 4 группа - позднее большинство - 34%. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу ("Средние реализаторы"). 5 группа - колеблющиеся, обычно - 16%. Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций. Однако, среди учителей ситуация по отношению к новаторству выглядит немного по иному: новаторы составляют 6,6%, передовики - 44,7%, умеренные - 17,7%, около трети (31%) относятся к нововведениям сдержанно (К.Ангеловски). Я предлагаю вам сейчас провести самооценку своих творческих способностей. На листах бумаги, не подписывая, определите и запишите № группы, к которой вы могли бы отнести себя (идет сбор листов) Через пару минут мы узнаем, какова ситуация в нашей микрогруппе. А пока идет обработка результатов, я хочу отметить, что если учитель привыкает жить в полном согласии с внешне заданными нормами и правилами, его инновационные способности гаснут. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может легче вписываться в педагогическое сообщество, но при этом снижается его творческий уровень. ^ Итак, подведем итоги 3 части нашего разговора: В нашей микрогруппе из …. педагогов Новаторами себя считают. учителей, что составляет …% Передовиками …. учителей, что составляет….% К умеренным себя относят … педагогов, а это … % Колеблятся … учителей, ….% ^ 4 часть. «Педагогические новшества» Ну и наконец, в последней заключительной части нашего разговора, я предлагаю вам ознакомиться с неким перечнем педагогических новшеств. Я подготовила для вас список их 12 пунктов. Поразмыслив, несомненно, вы сможете его продолжить. Я не стану комментировать каждый пункт. Позволю себе остановиться лишь на 2-х.
На обороте листа вы подготовьте свои ответы, а по завершении нашего семинара мы по «солнышку» заслушаем ваши рефлексии.
А сейчас подведем итоги уже состоявшегося разговора. Жизнь требует от современного учителя и руководителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение - это максимальное развитие своей индивидуальности. Чтобы быть инноватором, полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, "комплексов", мешающих реализации инновационной деятельности. Моей целью было внести посильный вклад в стимулирование участников семинара к инновационной деятельности. Я благодарю вас за участие в обсуждении вопросов нашего семинара.
© 2017, Зидиханова Антонина Михайловна 190