СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Психологический климат на уроке:
В первую очередь приходится говорить о взаимоотношениях «учитель-ученик». Каковы они: комфортны или напряженны, сотрудничество преобладает на уроке или учитель авторитарен, уходит ли учитель от фронтального метода работы на индивидуальный подход, учитывает ли возрастные особенности.
Мой стиль – демократический. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, даёт понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности, создаёт условия для развития психической активности ребёнка, даёт свободу познавательной деятельности.
Для этого я использую следующие приемы:
Использование методов эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию также являются составляющими благоприятного психологического климата на уроке…
Упражнение «Комплименты».
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
Игра «Вам-сообщение».
По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.
Игра «Подарок».
Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
Методика «Утренний сбор».
Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.
Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.
Медитативно - релаксационные упражнения:
Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».
ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует.
Количество предложений зависит от уровня обучения.
Упражнение на релаксацию и визуализацию.
Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.
Формировать у учащихся мотивацию к учебной деятельности на уроке очень важно: постоянное принуждение к учёбе разрушает здоровье детей и изматывает учителей.
Я использую такие формы мотивации:
Использование нестандартных уроков. Нестандартная методика способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения, ведь творчество ускоряет процесс формирования человека, а творческая атмосфера способствует раскрепощенности, полету мысли, фантазии. При этом нравственные и эстетические истины постигаются ребенком в ходе учения, но не прямо через знания, умения и навыки, а в результате эмоционально – духовного определения своего места в системе отношений с объектами, которые вовлечены в учение.
Например:
Использование физкультминуток. В 5-11 классах провожу 1-2 физкультминутки (в зависимости от настроения, состояния детей). Важно, чтобы упражнения были разнообразными, проводились под музыку; мною применяются так же интерактивные варианты (приложение № 3).
Важны и взаимоотношения между учащимися: преобладает соперничество или сотрудничество, дружелюбие или враждебность, активность или пассивность. Говоря о сегодняшних требованиях к уроку, мы отмечаем активную позицию учащихся на уроке. Ученик сегодня – учащийся, учится сам, учит других. Учитель на уроке – дирижер, создатель условий для развития учащихся.
Использование рефлексии позволяет ученику и учителю увидеть организацию собственной деятельности и оценить ее и скорректировать, а также обеспечивает ученику ситуацию успеха. В своей педагогической практике я использую несколько форм проведения рефлексии на уроке, в зависимости от возраста обучающихся, изученного материала, психологических особенностей и т.п. Например: анкетирование, листок рефлексии, «закончи предложение», синквейн, графическая и цветовая рефлексии, индивидуальные и групповые отчеты и т.п.
Например, предлагаю ответить детям на такие вопросы
Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…). Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось…
© 2021, Тайменева Татьяна Анатольевна 2537