СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы, помогающие создать благоприятный психологический климат на уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологический климат на уроке:

В первую очередь приходится говорить о взаимоотношениях «учитель-ученик». Каковы они: комфортны или напряженны, сотрудничество преобладает на уроке или учитель авторитарен, уходит ли учитель от фронтального метода работы на индивидуальный подход, учитывает ли возрастные особенности.

Мой стиль – демократический. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, даёт понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности, создаёт условия для развития психической активности ребёнка, даёт свободу познавательной деятельности.

Для этого я использую следующие приемы:

  • подача информации с позиции «Мы». А именно, - не нарушать границу личного пространства ученика (размер которого составляет 50-60 см.); занятие позиции не над учеником, стоя, сверху, а рядом, сидя; ни в коем случае не разрушать социальный барьер - учитель и ученик партнёры;
  • демонстрация расположенности (пластика, мимика);
  • проявление интереса (умение слушать и слышать);
  • умение верно задавать вопросы;
  • оказание помощи («Давай помогу…», «А как ты смотришь, если…», «Попробуем вот так…» и т.д.);
  • принятие ученика как данности;
  • просьба о помощи (эта помощь должна быть посильной, должна реально осуществляться и должна быть этически грамотной – учитывать индивидуальные психологические особенности учащегося и его знания по предмету).
  • условия для демонстрации «Я», создание «ситуации успеха»;
  • поощрение (одобрение, похвала, благодарность и т.п.);
  • требовательность, объективность, конкретность, гласность.

Использование методов эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию также являются составляющими благоприятного психологического климата на уроке…

Упражнение «Комплименты».

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Игра «Вам-сообщение».

По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

Игра «Подарок».

Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

Методика «Утренний сбор».

Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.

Медитативно - релаксационные упражнения:

Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».

ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует.

Количество предложений зависит от уровня обучения.

Упражнение на релаксацию и визуализацию.

Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.

Формировать у учащихся мотивацию к учебной деятельности на уроке очень важно: постоянное принуждение к учёбе разрушает здоровье детей и изматывает учителей.

Я использую такие формы мотивации:

  • присуждение за урок (или серию уроков) званий (или медалей, клеверных листков и т.д.) «Самый активный на уроке», «Самый дисциплинированный» и т.д.
  • размещение в кабинете лучших работ (докладов, рефератов, исследовательских работ, поделок из природного материала), грамот. Это мотивирует ребят на качественное и интересное для всех выполнение индивидуальных и групповых работ. и мн.др…

Использование нестандартных уроков. Нестандартная методика способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения, ведь творчество ускоряет процесс формирования человека, а творческая атмосфера способствует раскрепощенности, полету мысли, фантазии. При этом нравственные и эстетические истины постигаются ребенком в ходе учения, но не прямо через знания, умения и навыки, а в результате эмоционально – духовного определения своего места в системе отношений с объектами, которые вовлечены в учение.

Например:

    1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
    2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
    3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
    4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
    5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.
    6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
    7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
    8. Интегрированные уроки.
    9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения (пример урока см. в приложении № 2).

Использование физкультминуток. В 5-11 классах провожу 1-2 физкультминутки (в зависимости от настроения, состояния детей). Важно, чтобы упражнения были разнообразными, проводились под музыку; мною применяются так же интерактивные варианты (приложение № 3).

Важны и взаимоотношения между учащимися: преобладает соперничество или сотрудничество, дружелюбие или враждебность, активность или пассивность. Говоря о сегодняшних требованиях к уроку, мы отмечаем активную позицию учащихся на уроке. Ученик сегодня – учащийся, учится сам, учит других. Учитель на уроке – дирижер, создатель условий для развития учащихся.

Использование рефлексии позволяет ученику и учителю увидеть организацию собственной деятельности и оценить ее и скорректировать, а также обеспечивает ученику ситуацию успеха. В своей педагогической практике я использую несколько форм проведения рефлексии на уроке, в зависимости от возраста обучающихся, изученного материала, психологических особенностей и т.п. Например: анкетирование, листок рефлексии, «закончи предложение», синквейн, графическая и цветовая рефлексии, индивидуальные и групповые отчеты и т.п.

Например, предлагаю ответить детям на такие вопросы

      • Доволен ли ты тем, как прошел урок?
      • Было ли тебе интересно на уроке?
      • Сумел ли ты получить новые знания?
      • Был ли ты активен на уроке?
      • Сумел ли ты показать свои знания и умения по теме?
      • Учитель был внимателен к тебе?
      • С каким чувством ты будешь выполнять домашнее задание?

Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…). Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. У меня получилось…

06.11.2021 20:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП