СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Къырымтатар халкънынъ къуюмджылыкъ, чёльмекчилик ве нагъышлав киби амелий санат саалары миллий чизгилерини зияде айдынлаталар.
Лякин эсас миллий чизгини косьтерген-урбадыр. Миллий урба, айры санат эсери олып, умумен халкънынъ яшайыш тарзыны, анъанени, динини ачыкътан-ачыкъ тасвир эте. Ондан да гъайры, кийми эр бир инсаннынъ озюне хас олгъан хусусиетлерини, тыш къыяфетини, онынъ менлигини, атта баланынъ акъ-укъукъыны бильдире.
Аньаневий урбалар тек эснафчыларнынъ ишлеп чыкъарув инкишафнынъ эсас косьтергичи дегиль де, эр миллетнинъ медениети ве аньанелеридир. Урбаларнынъ бичими конструктив шекильде ве нагъышлы ола, онынъ япылмасы эснафны инкишафына коре, халкънынъ вазифелерине ве тарихий муитке багълы ола эди.
Миллий урбада халкънынъ теджрибеси тарихий шекиллери косьтериле. Шунынъ ичюн де чокъусы мутехассысларгъа миллий урбанынъ эсас мевхумы ве къыймети, онынъ фельсефеси - демократиклиги, функционаллиги, мантикъий бичими ве конструкциясындадыр. Урбалар адамларнен сыкъ багълы оларакъ къулланыла. Олар башкъа предметлерден зияде инсаннынъ эстетик тербиеси, меракъ ве дюльберлигини шекиллендирюв тимсалидир. Олдукъча ифадели азырлангъан кийимлер адамларнынъ ички байлыгъыны ве индивидуаль дегерлигини ачып бере. Кийим санат эсери олгъаны ичюн эр даим миллий медениетнинъ инкишаф этювинде белли бир девирини акс эттире ве мимарлыкъ, рессамджылыкъ, музыка ве театрнен сыкъы багълы ола.
Миллий урба башкъа кийимлерден фаркълы оларакъ айры бир адамны дегиль де, бутюн миллетнинъ, этноснынъ чизгилерини ташый.
Миллий урбанынъ манасы урф-адетлеринен багълы оларакъ заманны мизаджыны (характер эпохи) косьтере ве шунен берабер урбанынъ кийилюв усулыны акс эте.
Антер къадынларгъа усть урба оларакъ хызмет эте эди. О бельден кесильген я да бутюн бичимли, узун тар енъли ола эди. Онынъ ичинде астары ола эди.
.
Антерлер дюльбер, ренкли, ачыкъ ренкли я да ёлакълы басмалардан тикиле тургъан. Ёлакълы басмалар хусусан чёль районларында севильген. Эр бир къорантанынъ озь адет ве аньанелери, дегерлик ве эшьялары, къыметли ве мукъадес шейлери бар.
В национальном костюме – образ народа
Крымскотатарский костюм складывался веками, видоизменялся под влиянием природных условий, уклада жизни и быта. Он гармонирует с характером людей, окружающей природой, средой.
Основная наша задача — воссоздание в будущем этой гармонии. По свидетельству исследователей крымскотатарского народного творчества, этнографов, путешественников, отличительными характерными чертами крымскотатарского искусства XVII-XVIII веков были сдержанность, мягкость, стремление к гармонии, поэтическая протленность.
Одежда человека — это не оболочка, внешний признак или случайное добавление: она в гораздо большей степени, чем дом или квартира представляет собой суть, образ нации.
Силуэт мужской и женской одежды подчеркивает стройность и изящество фигуры. Праздничная одежда богато украшена золотым шитьем, тесьмой. Яркая деталь костюма — пояс (йипишли къушакъ) из ткани щерт, отделанный серебряными пряжками (къушакъ баши и сулюк).
Такой пояс был большой ценностью и передавался из поколения в поколение. Жилеты (сыралгъан тончукъ) были вышиты традиционным крымскотатарским орнаментом и были обязательным элементом костюма.
Необходимо заметить, что акценты, в целом, в нарядах крымскихтатар делались на верхней части одежды. На голову одевали шапку (къалпакъ или фес) обязательным элементом был пояс, в основном из серебра, очень
выразительный, пышный, выполненный в технике филиграни, на рукавах вышиты ромбовидные накладные манжеты (ен къапакъ). В нижней части одежды не характерны были какие-то яркие, броские детали.
В праздничных нарядах предпочтение отдавалось тканям бордового, зеленого и фиолетового цветов.
Думается, что наши современные художники-модельеры, дизайнеры, художники сценического костюма, люди, имеющие отношение к деталям костюма — ювелиры, вышивальщицы и т.д. разовьют лучшие традиции национальной культуры.
Татарочка
Там, за містом, понад шляхом битим,
По горячім каменистім полі
Йде дівча татарськеє вродливе,
Молоденьке, ще гуля по волі.
На чорнявій сміливій голівці
Червоніє шапочка маленька,
Вид смуглявий ледве прикриває
Шовком шитая чадра біленька.
То закриє личко, то відкриє,-
А очиці, наче блискавиці
Так і грають з-попід брівок темних!
Що за погляд в цеї чарівниці!
Л. Українка.
Женская одежда состояла из широкой и длинной рубашки «кетен кольмек» из тонкой домотканой хлопчатобумажной ткани, с прямым коротким разрезом на груди и одной пуговицей на шее. Под рубашку надеваются широкие шаровары «думан» или «дон». Поверх рубашки надевают короткий до колен кафтан «зыбын» с короткими рукавами и вырезом на груди «конус».
По праздникам талию опоясывают нарядными поясами «къолан» или «къапакълы къушакъ». На ноги надевают шерстяные чулки «сарылы чорап», поверх которых надевают мягкие сафьяновые туфли «терлик» с загнутыми кверху остроконечными носками. Голову завязывали цветным узорчатым платком «баш явлукъ». Сверху вне дома набрасывали длинное белое прямоугольное покрывало «баш марама». Через плечо и на волосах носили «дуа» и «сач дуа»-амулеты.»
//Очерки истории и культуры крымских татар.- 2005.
«Красная, кругленькая шапочка с золотом («фес») на голове у всякой молоденькой девушки. Бешмет с открытой грудью, узкий в плечах, с непомерно длинными и узкими рукавами, всегда цветной…; у пояса он обвязан еще одним или двумя цветными платками наподобие юбки и из-под платков этих видны только нижние складки очень широких и тоже цветных шаровар.
Самая крошечная, двухлетняя девчонка имеет свою крошечную шапочку, свой бешметик по мерке - это добрый обычай».
//Марков Ев. Очерки Крыма.- Симферополь, 1995.
По крымскотатарскому обычаю, шаровары «туман», «штан» должны были прикрывать щиколотки, манжеты рукавов «къапакъ»- запястья рук, а под глубокое декольте платья надевался нагрудник «кокюслик». Женщина непременно должна была быть в головном уборе: шарфы «марама» и «шербенти», узорчатые платки «баш- явлукъ», покрывала «фередже марама» и «дастар», шапочки «фес». Предстать перед посторонним простоволосой считалось неприличным.
«Къушакъ-эни 4 сантиметр олгъан алтын тюслю парча басмадан азырлангъан, онъа декоратив токъа (пряжка) тикильген, чевреси ферахларнен безетильген. Къушакъ башы бир-бирине махсус ильмекнен кечирильген эки фигуралы къысымдан ибарет. Онынъ устюндеки орьнеклер къыйметли тель парчаларынен япылгъан олып, япракъ ве гуль шекеллери бир-бирине гъает усталыкънен уйгъунлаштырылгъан. Къылыч шекилинде кучюк зынджырлы тюревич (булавка) къушакъ башына къошумджа декоратив гузеллик бере. Къушакънынъ умумий узунлыгъы 75 сантиметр.»
Отличительной особенностью крымскотатарского костюма каждого района было расположение узора по осям. Так, узор, построенный по горизонтали, говорит о принадлежности вещи к степному району, а диагональная композиция с различными растительными мотивами – к предгорному и степному районам Крыма. Для горных районов характерна организация узоров по вертикали.
«…Шея и грудь были совершенно закрыты в несколько рядов золотыми монетами, здесь же была девочка, у которой на груди была широкая жемчужная решетка.»
(Из воспоминания путешественницы О. Шишкиной 1845 г.)
Праздничные наряды крымских татарок вышивались золотыми нитями, тесьмой желтого цвета. Цвета красный, желтый, голубой выполняли защитную функцию. Невеста всегда была в платье красного цвета.
«Национальная одежда крымских татар была не только комфортна, но и наделена обереговой силой. По одежде можно судить о возрасте и социальном статусе ее владельца.
Общий комплекс костюма у мужчин был представлен нательной одеждой-рубахой «кольмек» и широкими штанами «токума штан». Поверх нательной рубахи надевали «камзол» -куртку в обтяжку с короткими или длинными рукавами и пуговицами в прямом разрезе на груди. Зимняя одежда состояла из короткого «кыска тончык» или длинного «узун тон» - тулупа из овчины».
“Халкъ арасында чокъ меракълы ве чешит-тюрлю бет сымалары корюне. Де сарыкъ, эки куртка устюнден узун джуббе кийген, юксек бойлу молла, де безетильген къушакъларнен багълангъан, чокъ челиктен ясалгъан зынджырчыкъларнен яраштырылгъан кок тюслю курткалар кийген, бираз къыркъылгъан къап-къара мыйыкълы форсалы яш алыш-веришчилер кечелер.”
// Къырым. - 2005. - Март 12. - С. 10.
«Молодые люди носят поверх рубашки узкую куртку, у которой рукава состоят из небольшой обшивки или доходят до логтей, и в последнем случае они застегиваются пуговицами и петлями, сделанными из шнурка. С того момента, где застегивается воротник, и до самого живота идет ряд пуговиц. Очень широкие шаровары надеваются сверх куртки и застегиваются крючками, а на верху застегиваются так, что образуют большие складки ».
«Мужчины в качестве головных уборов носили каракулевые шапки «халпах», в теплое время года-тюбетейки «тахья». Из украшений мужчины носили только кольца «юзюк».
// IV Таврические научные чтения.– Симферополь, 2004. - С. 96-97.
Урбалар адамларнен сыкъ багълы оларакъ къулланыла. Олар башкъа предметлерден зияде инсаннынъ эстетик тербиеси, меракъ ве дюльберлигини шекиллендирюв тимсалидир.
Олдукъча ифадели азырлангъан кийимлер адамларнынъ ички байлыгъыны ве индивидуаль дегерлигини ачып бере.
Литература
Абкадыров, Р. Национальная одежда (XIX - первая половина ХХ в.) // Очерки истории и культуры крымских татар. - Симферополь : Крымучпедгиз, 2005. - С. 148-150. : фото.
Бекиров, Ф. Чобанлар эвеллери бойле кийине эдилер: Миллий оюнларымыз, йырларымыз - буюк хазине // Къырым. - 2006. – Апр. 26. - С. 4. : фото.
Крымскотатарский костюм 19 в.: мужской и женский (фото Е.Лиговской) // Крымские известия. - 2004. - 2 марта. - С. 6.
Крымскотатарский национальный костюм: Фото // Очерки истории и культуры крымских татар. - Симферополь: Крымучпедгиз, 2005: фото цв.
Максимова, Т. А. Традиционная одежда крымских татар // IV Таврические научные чтения: г. Симферополь, 23 мая 2003 г. Сборник материалов. - Симферополь : [б. и.], 2004. С.96-97.
Марков, Е. Л. Очерки Крыма: Картины Крымской жизни, истории и природы. - Симферополь: Таврия, 1995. - 543 с. : ил., портр.
Не потерять себя, сохранив самобытность...:[О внешнем виде, сценических костюмах, национальной одежде крымских татар беседуют искусствовед Э. Черкезова и художник-модельер М.
Люманова]// Голос Крыма. - 2007. - 30 июня. - С. 8. : цв.ил.
Челеби, Э. Книга путешествий// Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Часть I. - Симферополь: Таврия - Плюс, 2004. - С. 133-155.
Эвеллери зенгинлер самур терисинден тикильген тон ве къалпакъ кийгенлер: Къырымны зиярет эткен сеяатчыларнынъ теэссуратлары / Д. Османова азырлады // Къырым. - 2005. - Март 12. - С. 10.
© 2015, Зеядуллаева Ленура Исметовна 1766