СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. Наименование опыта.
«Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества знаний учащихся».
2. Условия возникновения опыта.
Я пришла работать в Комбайновскую общеобразовательную школу в 2002 году. Сразу же столкнулась с некоторыми проблемами: не хватало наглядных пособий, необходимого оборудования для преподавания своего предмета. Пришлось немало приложить усилий, чтобы подготовить выпускников к сдаче экзамена. В настоящее время на помощь в решении этой проблемы пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам. И что очень важно: уроки с использованием компьютерных технологий – процесс осознанного усвоения материала.
3. Актуальность и перспективность опыта.
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это необходимость: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу, повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся. Я убеждена, что задача каждого учителя – словесника – сделать каждый урок привлекательным и по – настоящему современным. Когда – то И.А. Бунин точно и лаконично определил значение речи, русского языка в нашей жизни: «Лишь слову жизнь дана…». Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка – важнейшая задача, особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь. Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ способствует процессу обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.
На уроках русского языка и литературы использую следующие варианты применения ИКТ: создание слайдов с текстовым изображением, компьютерные тесты, электронные конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами.
На моих уроках литературы ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии). Например, оформление сборника стихов любимого поэта с использованием технологий обработки информации исследовательского характера, выступают в различных ролях (фотографа, режиссёра видеоматериала, художника); на уроках русского языка готовят слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа; изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование), а также по литературе – обзор творчества поэта, писателя; работа с литературоведческой статьёй.
При компьютерной демонстрации мультимедийного урока или отдельной его части моя деятельность заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания ученика на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ребята в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У школьников, таким образом, формируются учебно-информационные умения и навыки.
В последнее время использование информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось. Помимо перечисленных выше вариантов, я в своей работе применяю программно-методический комплекс по литературе “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” (5–11); компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе; компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, “Русский язык. Программа-тренажер” из серии “Репетитор” (9–11).
Используя ИКТ на своих уроках, я решаю не только задачи развивающего обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии в своей деятельности, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе. Всё это способствует формированию разносторонне развитой личности.
© 2015, Кузнецова Лариса Николаевна 463