СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обобщение опыта по теме «Организация работы с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка в 5 -8 классе».
( Слайд 1)
- В Государственном стандарте чётко определено, что одна из важнейших функций языка – коммуникативная, поэтому учитель обязан различными способами развивать навыки грамотной речи, учить детей применять их в различных жизненных ситуациях. Отсюда и вытекает тема обобщения моего опыта: (Слайд 2)
Я выбрала именно эту тему потому, что в современной практике пока ещё не существует стройной концепции использования текста, поэтому возникло противоречие между возросшим интересом словесников к использованию текста на уроках и отсутствием стройной методической концепции по его применению.
Новизна опыта состоит в том, что разработана система работы с текстом, основанная на личностном отношении к ребёнку. Он становится активным участником, а работа на уроке - приобретает исследовательский характер, отсюда вытекает перечень педагогических задач, успешно решаемых в опыте: ( Слайд 3)
Данная методика включает в себя следующие этапы работы с текстом, начиная с 5 класса. ( Слайд 4)
На первых уроках в 5 классе дети знакомятся с понятием текста, его признаками. Обращаемся к этимологии слова, работаем с разными видами словарей, ученики осмысливают признаки текста. (Слайд 5 ) Виды заданий изложены в опыте.
Затем выявляем опорные слова в тексте. Примером является текст Н.Сладкова «Золотой дождь». ( Слайд 6)
Из текста выделяем смысловые части (абзацы), находим в каждой важные для передачи содержания слова и словосочетания. Для этого применяю прозрачные транспаранты для графопроектора.
Следующий шаг в работе над текстом – введение понятия «тема текста».( Слайд 7)
Учащиеся получают карточки с текстами по определенной тематической группе слов (о весне), по опорным словам определяем тему высказывания. Далее учащиеся получают дифференцированные задания: составить небольшой текст, используя эти слова, подобрать опорные слова к определённой тематике.
Особый интерес у детей вызывает задание на восстановление деформированного текста. Для этого часто применяю игру «Кубики». По своим возможностям эта игра подходит как для индивидуальной, так и для групповой работы.
Наиболее интересный опыт использования текста с лакунами. Рассмотрим пример работы с одним из текстовых клише в 7-м классе (по описанию картины русского художника К.Маковского « Дети, бегущие от грозы»). ( Слайд 8)
Использование такой таблицы на уроках помогает правильно определять стили речи и обосновывать свою точку зрения.( Слайд 9)
Здесь применение технологии Мастерских наиболее эффективно, в конце такого урока учащиеся делают вывод: содержание и языковое оформление высказываний зависит от ситуации общения.
В работе над типами речи я использую приём фотографирования. (Слайд 10)
Сфотографировать можно только то, что видимо: следовательно, только то, о чем говорится в описании и повествовании. Мысли, то есть, рассуждения, сфотографировать нельзя.
При комплексном анализе текста на уроке применяю следующие формы работы:
коллективная работа класса; самостоятельная работа учащихся; индивидуальная работа с карточкой. Для этого использую примерную схему анализа текста (см. Приложение). Для анализа стараюсь применять высокохудожественные тексты о культуре, языке. Создала картотеку таких текстов.
Для анализа поэтических произведений составила схему анализа поэтического текста ( Слайд 11)
и опорные слова, которые используются как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Созданная мной система работы с текстом позволяет достичь положительных результатов, и письменные работы уч-ся - яркое тому свидетельство. ( Слайд 12) У детей уменьшилось число речевых ошибок и недочётов,
обогатился словарный запас, улучшилась культура устной и письменной речи.
Мыслить, рассуждать, анализировать - творить дети сами не научатся, их нужно поэтапно, умело этому учить и в этом может помочь моя методика работы с тестом. (Слайд 13)
|
|
|
|
© 2015, Бирюкова Елена Николаевна 755