СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начальные классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Здравствуйте, уважаемые коллеги

 

Разрешите представить вашему вниманию свою работу по обобщению опыта на тему: Развитие творческих способностей младших школьников

 на уроках и во внеурочное время

 

 

   Творчество – это создание нового, прекрасного, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

 

   На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

 

   Для выявления уровня творческого развития детей младшего школьного возраста, мною было проведено анкетирование детей, целью которого является выявление уровня творческой активности, творческих способностей и творческого потенциала анкетируемых.

  Исходя из изображения графика, можно сделать следующие заключения: творческий потенциал обучающихся высок, составляет 100 %, есть задатки творческих способностей, но у 20 % они низко развиты, а у 80 % развиты на среднем уровне, их необходимо развивать.

 

 Поэтому главная цель моей работы - это  развитие творческих способностей через духовно-нравственное воспитание личности, развитие и раскрытие индивидуальности ребенка.

   Для достижения поставленной цели  мною выбрано несколько направлений по развитию творческих способностей учащихся:

  1. Создать условия детям для познания себя и мира вокруг: людей, их взаимоотношения, природы.

 

  1. Научить детей использовать  исследовательский метод для формирования банка идей, приобретения опыта творчества .

 

  1. Воспитывать в детях уважение к нравственно – духовным законам, характерным для русского народа, сформированным на основе традиций, обычаев и религии

 

   Развитие творчества проводится в несколько этапов:

  1. Подготовительный –. Дети знакомятся с элементами творчества в разных видах деятельности.
  2. Исследовательский – Изучают многообразие языка, технологии рисования, конструирование
  3. Творческий – проходит в 3-4 классах самовыражение через различные виды деятельности: сочинения, составления кроссвордов, проектирование

 

   Основанием используемых мною метедов является классификация И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, внутренней характеристики мыслительной деятельности учащихся с точки зрения возможностей исследовательского подхода и наличия проблемных ситуаций. Эта классификация имеет большое значение для теории и практики обучения, сосредоточивая внимание на развитии творческих способностей учащихся и необходимости исследовательских моментов в структуре учебной деятельности.

 

на подготовительном этапе я использую объяснительно – иллюстративный и репродуктивный методы.

 На этапе исследования я применяю метод проблемного изложения, частично – поисковый, а также исследовательский метод

На творческом этапе использую рефлексивные методы: эмоциональный отзыв на выполненные работы

 

Знакомство с окружающим миром начинаем с экскурсий по родному селу, в школьный и районный музеи. Благодаря компьютерным технологиям предоставляется возможность знакомства с музеями России, рассмотрения мировых архитектурных сооружений.

 

   Начиная со 2 класса вводятся уроки по проектной деятельности учащихся. Используя приобретенные знания и навыки дети сами учатся проектировать свои работы: выбирать и обосновывать проблему, исследовать и развивать идею, составлять план действий по реализации проекта, оценивать свою работу

 

   Детям очень нравится выполнять совместные работы, когда старшие помогают младшим. Это сближает, особенно, когда дети разного возраста.

 

   На этапе самовыражения дети выполняют самостоятельные работы по вышивке, росписи по дереву

 

   Оценки за работу не ставятся, но ведя этот  кружок, я замечаю, что у детей творческая активность больше всего проявляется именно на этих занятиях. Ученики пытаются все свои положительные эмоции реализовать в деле: они ведут дневник «Добрых дел», ходят к ветеранам войны и престарелым с поздравлениями к праздникам, ведут шефскую работу в детском саду.

 

 Во 2 и 3 классах дети пишут мини – сочинения, учатся составлять кроссворды. На уроках основным этапом является постановка и решение проблемного вопроса, используется опыт детей для получения новых знаний, с помощью частично – поискового метода учащиеся сами добывают новые знания, делают «открытия». Это основной принцип построения программы  Школа «2100»

 

 Ежегодно в нашей школе проводится  «Неделя Начальной школы». Это своеобразное подведение итогов творческой деятельности и учителя и учащихся. На этой неделе проводятся нестандартные открытые уроки и мероприятия, проходит выставка творческих работ детей:

 

   Предпосылки творческой деятельности школьников формируются на уроках литературного чтения выступлениями учащихся на утренниках, т. к. эти выступления выходят за рамки повседневной стандартности. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения

 

 Немаловажный момент при выполнении творческих работ – оказание посильной помощи родителями. Надо заметить, что родители стали активнее принимать участие в школьных  и классных делах.

 

 

Глядя на график, можно сделать вывод: у 20% анкетируемых  проявляются творческие способности, но они часто сомневается в правильности их применения, у остальных учащихся творческие способности развиты на высоком уровне.

 

И в заключении хочу добавить:

    У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство.

Строя свою работу по развитию творчества у детей по этапам я достигла следующих результатов:

- дети активно приобщаются к творческой работе;

- программы, по которым я работаю на протяжении многих лет, способствуют привитию интереса у учащихся к творчеству, поиску;

-  применяемые мною методы и приемы работы с детьми формируют навыки созидания, самореализации. 

   Результатом работы считаю – стремление к творческому решению поставленных задач, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива.

 

Спасибо за внимание.

10.01.2015 10:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП