СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В психологии различают шесть качеств внимания: объем внимания, переключаемость, распределенность, сосредоточенность, устойчивость и колебание. Объем, колебание и распределенность внимания во многом определены врожденными качествами и являются данностью, которая неподконтрольна педагогу. Сосредоточенность, переключаемость и устойчивость зависят от наличия волевого компонента и степени заинтересованности личности в объекте внимания. Эти качества внимания являются объектом педагогического воздействия на уроке со стороны учителя. После периода сосредоточенности наступает период расслабления, при котором внимание или рассеивается, или переключается на другой объект. Для школьников период сосредоточенности редко превышает 15-20 минут. Развитие внимание тесно связано с наблюдательностью. Наблюдательность и внимание у различных людей проявляется по-разному. Известно четыре типа восприятия и наблюдения:
- синтетический ( объект наблюдений воспринимается как единое целое без дифференциации на отдельные составляющие)
- аналитический ( объект наблюдения воспринимается как сумма отдельных составляющих его деталей)
- аналитико- синтетический ( восприятие объекта и в целом, и через детали)
- эмоциональный ( через эмоции)
Для мужчин более характерен синтетический тип восприятия, а для женщин - аналитический.
Приемы развития внимания на уроках географии :
- найди ошибку ( в рассказе учителя; в предложенном письменном тексте). Оптимальное количество ошибок 5-6 в одном тексте. Учащиеся должны быть предупреждены о количестве ошибок. Например,по теме: "Мировой океан" география 6 класс. Моря, глубоко вдающиеся в сушу- внутренние. Внутренние моря это: Средиземное, Белое, Баренцево, Красное, Карское. Те моря, которые незначительно вдаются в сушу- окраинные моря. К окраинным морям относятся: Охотское, Черное, Балтийское, Карибское, Саргассово море.Пролив соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном - Босфор.Самый длинный пролив в мире - Мозамбикский, отделяющий остров Мадагаскар от Африки.
- парадокс. Приведение примера или загадки, захватывающей детское воображение. По теме: "Атмосфера" ( Влага в атмосфере" ) можно в начале урока привести такой пример: " В 1974 г. в окресностях Ашхабада с неба падали лягушки".Ученики заинтересуются решение данного парадокса и более внимательно будут относится к изучению нового материала.
- географическая цепочка (ученик называет любой объект на карте, второй ученик показывает на карте объект, начинающийся на последнюю букву названия объекта, заданного первым учеником).
- буквенный лабиринт ( в лабиринте букв, найти нужное слово, по типу кроссворда)
- наблюдатель ( ученик изучает заданный на карте участок, учитель называет начальную и конечную точку маршрута, а ученик должен по памяти перечислить географические объекты на карте, через которые проходит маршрут).
Приемы контроля внимания.
"Светофор" ( способ организации устного опроса ). У учеников карточки с одной стороны красного цвета ( ученик не готов отвечать, не знает точного ответа), зеленого цвета ( ученик знает ответ, готов ответить). Учитель задает вопрос, ученики поднимают карточки к учителю определенным цветом. Ученик должен внимательно вслушаться в вопрос и определить свою позицию. Учитель может по количеству карточек определенного цвета определить подготовленность учеников к уроку. Ученик не может быть в данном случае пассивен.
"Провокационный вопрос".
Есть вопросы, не имеющие ответов, так как они построены на несуществующих фактах. Например, покажите на карте самый большой вулкан Австралии. ( география 7 класс). Покажите реки, расположенные на территории России, относящиеся к бассейну Индийского океана ( география 6 класс)
© 2018, Шишкина Ольга Николаевна 183