© 2017 432
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Фамилия, о представителях которой пойдёт речь, одна из самых известных в России. Даже самые неискушённые в истории наверняка слышали о Григории Александровиче Потёмкине, выдающемся политическом деятеле второй половины XVIII века, фаворите императрицы Екатерины II, в значительной степени благодаря которому Российская империя приросла Новороссией и Крымом. Да и выражение «потёмкинские деревни», которым обычно называют умение пустить пыль в глаза несуществующими достижениями, знакомо многим из нас.
Татьяна Васильевна Юсупова
Свадьбу устроила императрица
Но разговор пойдёт не о вышеназванном генерал-фельдмаршале, за короткое время сделавшем головокружительную карьеру и нажившем колоссальное состояние, а о его родственниках и однофамильцах, имевших прямое отношение к Орловской губернии. Начнём с родной племянницы сиятельнейшего князя – Татьяны Васильевны, в девичестве Энгельгардт. Она была младшей из пяти дочерей небогатого помещика Смоленской губернии – ротмистра Василия Андреевича Энгельгардта, женатого на родной сестре Григория Потёмкина – Елене (второе имя – Марфа).
Раннее детство Татьяны Васильевны совпало со временем наибольшего влияния её знаменитого дяди при царском дворе, и благодаря этому родству она и её старшие сёстры сделали блестящие партии. Покровительство влиятельного родственника, исключительная красота (это подтверждают сразу несколько сохранившихся портретов), мягкий характер – всё обещало Татьяне Энгельгардт счастливое будущее.
Ей ещё не исполнилось и 12 лет, как императрица взяла юную провинциалку под своё покровительство, сделав фрейлиной. Оказавшись при дворе Екатерины II, Татьяна стала предметом внимания многих как очень интересная, умная, живая и красивая девушка. Ею была очарована, к примеру, английская герцогиня Кингстонская (одновременно графиня Бристольская), которая на собственной роскошной яхте посетила Санкт-Петербург и была принята при дворе. Герцогиня отнеслась к пятнадцатилетней фрейлине императрицы Татьяне Энгельгардт как к дочери и так к ней привязалась, что хотела сделать её наследницей всего своего громадного состояния при условии отъезда Татьяны с нею в Англию.
Но племянница светлейшего князя, подобно своим старшим сёстрам, получила большое приданое и покинуть императорский двор ради английского богатства не согласилась. Тем более что в её жизни вскоре произошли большие изменения: 11 сентября 1785 года Татьяна Васильевна вышла замуж за своего дальнего родственника, генерал-поручика Михаила Сергеевича Потёмкина, бывшего на 25 лет старше её. Сама императрица устроила эту свадьбу и готовила к венцу юную невесту.
Несмотря на разницу в возрасте, брак оказался счастливым, но очень коротким – длился всего лишь шесть лет. По одной из версий, генерал-поручик утонул, переправляясь через реку. По другой – он не выдержал смерти своего покровителя и дальнего родственника – Григория Потёмкина, так сильно переживал, что заболел и скончался в том же 1791 году в дороге, выполняя одно из поручений императрицы.
Так в 22 года Татьяна Васильевна Потёмкина стала вдовой с двумя несовершеннолетними детьми на руках: дочерью Екатериной (крестницей царицы и названной в её честь) и сыном Александром. Тяжело переживая смерть мужа, она удалилась от двора и проводила время в уединении. Только уступая настойчивым просьбам императрицы, Татьяна Васильевна наконец-то решила снова изредка появляться в придворном кругу.
«Когда бы не распутный нрав…»
Здесь вскоре она встретилась с блестящим екатерининским вельможей, богатым князем Николаем Борисовичем Юсуповым, своим будущим вторым супругом. Юсуповы – род легендарный. При царском дворе шептались, что они были богаче самих Романовых, а до того как приехали в русские земли, правили всем Ближним Востоком. Личности в роду Юсуповых одна другой интереснее: от казанской царицы, которая на стенах татарской столицы удерживала город от лютых стрельцов Ивана Грозного, до богемного князя, завсегдатая декадентских салонов Серебряного века и по совместительству убийцы Григория Распутина…
Ко времени знакомства с Татьяной Потёмкиной (Энгельгардт) князь Николай Борисович Юсупов только что вернулся из-за границы – он ездил с чрезвычайным посольством в Италию. По отзывам современников, это был «умница, яркая личность, эрудит, полиглот, путешественник, водил знакомство со многими знаменитыми современниками, покровительствовал наукам и искусствам, был советчиком и другом императрицы Екатерины II и её преемников императоров Павла, Александра и Николая I».
Семи лет его записали в лейб-гвардейский полк, в шестнадцать он стал офицером и со временем достиг высших государственных званий и регалий вплоть до алмазных эполет – принадлежности царских особ. В 1798 году Николай Юсупов получил звание командора орденов Мальтийского и Святого Иоанна Иерусалимского.
В 1793 году, снова при благосклонном согласии императрицы, состоялась свадьба Татьяны Васильевны Потёмкиной с князем Юсуповым. Сначала всё было хорошо. Через год у них родился сын Борис.
Усадьбу супругов Юсуповых Архангельское посещали многие известные деятели культуры. Близок к ним был Александр Сергеевич Пушкин. Князь с княгиней предоставили его родителям квартиру в своём московском доме, где поэт живал в юные годы. А летом Пушкин любил бывать в Архангельском, даже и сочинял там. В оде, посвящённой Николаю Юсупову, Пушкин писал:
… К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Учёной прихоти твоей повиновались
И, вдохновенные, в волшебстве состязались.
Княгиня Татьяна оказалась домовита, толкова и хлебосольна, вдобавок обладала деловой сметкой. Хозяйствовала так, что и состояние умножалось, и крестьяне богатели. Была и кротка, и услужлива. «Испытанья господни, – говорила она, – научают терпеть и верить». Что случилось потом, видно из «Воспоминаний бабки» (г-жи Янковой, современницы князя): «…А что до князевой ветрености, так причиной тому его восточная горячность и любовная комплекция. В архангельской усадьбе князя – портреты любовниц его, картин более трёхсот… нравом был ветрен и оттого в супружестве не слишком счастлив… Когда бы не распутный нрав, сильно повредивший ему во мненьи общества, он мог быть сочтён идеалом мужчины». Скоро супруги стали жить врозь, а Татьяна Васильевна снова редко появлялась при дворе, всецело посвятив себя воспитанию сына Александра. В её гостиной собирался избранный круг лиц, к которому принадлежал и поэт Г. Р. Державин, написавший в альбом княгини стихотворение «Спящий Эрот», внушённое ему видом лежащего в кроватке сына Татьяны Васильевны. Кроме того, Державин посвятил княгине обращённое к ней стихотворение «К матери, которая сама воспитывает детей своих». Её дом посещали также Иван Андреевич Крылов, Василий Андреевич Жуковский и Aлександр Cергеевич Пушкин.
Орловские драгоценности княгини
Получив большое наследство, Татьяна Васильевна умело управляла своими многочисленными имениями и обширными поместьями мужа, увеличивая многомиллионное состояние. Это проявилось и в отношении орловских вотчин княгини Юсуповой. Дело в том, что к началу XIX века Татьяне Васильевне в Кромском уезде Орловской губернии принадлежало десять крупных населённых пунктов: села Воронец и Никольское (Березовец), деревни: Гнилец, Турейка, Березовец (Березовка), Лебедиха, Морозиха, Красавка, Каменец, Саборовка. Общее количество проживавших в них крепостных душ княгини в 1834 году достигало почти девяти тысяч. Чтобы понять масштаб вотчин Юсуповой, скажем, что во всех 97 современных населённых пунктах Троснянского района, куда территориально в настоящее время входят вышеперечисленные сёла и деревни, насчитывается как раз девять тысяч человек.
Юсупова считалась знатоком в финансовых вопросах, и многие обращались к ней за советами в денежных делах. Татьяна Васильевна вела скромный образ жизни, привычку к простому столу и нелюбовь к роскоши многие считали скупостью, но это не препятствовало ей много тратить на благотворительность. Одно время княгиня увлекалась составлением собрания эмблем и девизов, причём она просила своих знакомых предложить какую-нибудь эмблему и надпись и затем заказывала талантливым художникам вырезывать их на сердоликах, халцедонах, агатах, ониксах и других камнях.
Гораздо более дорогой оказалась для Юсуповой её склонность к собиранию драгоценных камней. В этой коллекции находились известный бриллиант, по своей величине и красоте названный «Полярной звездой», серьги королевы Марии Антуанетты, алмаз «Альдебаран», большой сапфир, жемчужная и алмазная диадема королевы Неаполитанской, супруги Мюрата Каролины. Знаменитая жемчужина, известная под именем «Перегрина», которую в 1620 году купил за 200 тысяч рублей король Филипп II Испанский, также украшала коллекцию княгини. Скончалась Татьяна Васильевна неожиданно 23 мая 1841 года в Петербурге, похоронили её 25 мая в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Имения её унаследовал сын, Александр Михайлович Потёмкин, который уже при жизни матери вместе с нею управлял потёмкинскими вотчинами.
Источник: Полынкин А. О «прелестной Татьяне» – племяннице князя Таврического // Орловский вестник. № 19 (1223), 07/06/2017. – С. 13.
© 2017 432