СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

А. В. Сыроквашин

МБОУ «Замишевская средняя общеобразовательная школа», Новозыбковский район, с. Замишево, Россия

В связи с переходом школьного образования на новые ФГОС к преподаванию математики в школах предъявляются новые требования. Так, в примерной программе по математике основной общеобразовательной школы отражена присущая отечественной системе образования опора на фундаментальные знания и умения [6], по-прежнему имеет место фундаментальный характер обучения [4]. Что подтверждается требованиями к освоению учащимися основных понятий, умений и идей. Однако современные требования диктуют новые подходы к содержанию образования по математике. Обуславливается это тем, что, как показывает опыт и окружающая действительность, в современном мире недостаточно обладать фундаментальными знаниями и умениями. Необходимо также уметь их эффективно применять и использовать в жизни и трудовой деятельности. Ежегодно тысячи выпускников заканчивают школу и окунаются в новый мир, который требует от них такие качества личности, как самостоятельность, предприимчивость, умение ориентироваться в окружающем мире [1].

Кроме того, одним из важнейших требований, предъявляемых к выпускникам на современном этапе развития общества, является умение самостоятельно искать, извлекать и получать новые, необходимые им знания и навыки, то есть умение учиться [2]. Поэтому одной из главных задач современного образования, в том числе математического, является задача не просто научить учащихся фундаментальным знаниям, умениям и навыкам, но и научить учиться. В соответствие с этим изменятся содержание образования [3], его структура, появляются новые подходы и методы обучения.

При этом процесс обучения математики принимает динамичный характер, обусловленный вариативной составляющей и повсеместным введением исследовательской, поисковой деятельности. Последнее требует внедрения в гораздо больших объемах активных форм и методов обучения, которые обеспечивают включение учащихся в математическую деятельность, проявление ими самостоятельности в поиске новых математических знаний, более качественное понимание математических закономерностей, фактов, зависимостей. Новые подходы в обучении должны также обеспечивать развитие логических и интеллектуальных способностей учащихся и приобретение ими навыков по применению математических знаний на практике [5]. Это требует умений анализировать практические данные, рассуждать, делать выводы и обобщать, а также проводить обоснованные доказательства.

В соответствие с вышесказанным изменяются требования к урокам по математике, их структуре, содержанию, деятельности как учителя, так и учащихся. В частности, современный урок должен соответствовать реализации системно деятельностного подхода. В рамках которого учитель играет роль наставника в получении учащимися новых знаний, причем получение знаний и умений должно происходить в процессе активной поисковой исследовательской деятельности. Залогом успешности данной деятельности является наличие у учащихся интереса к получению новых знаний. Поэтому основная роль учителя заключается в том, чтобы их заинтересовать, побудить к исследованию, пробудить в них практических интерес. Учитель должен стремиться вдохновлять учащихся, стать для них проводником и наставником в мир математических знаний. Именно этот переход от традиционного обучения к современному и вызывает трудности и проблемы, являющиеся в настоящее время весьма актуальными в процессе преподавания математики в средней школе.

Решение этих проблем требует привлечения педагогической мысли как работников образования, так и широкой общественности. Благодаря чему можно не только повысить эффективность обучения математики в рамках современной системы образования, но и осуществить метапредметное и широкое гуманитарное развитие интеллектуальных и личностных качеств учащихся в процессе обучения математики.

Одним из направлений, способствующих осуществлению указанных выше целей является широкое использование компьютерных информационных технологий на уроках математики [7]. Они обладают множеством достоинств, позволяющих сделать современный урок более эффективным и динамичным. Мы видим главную роль информационных технологий в том, что они позволяют реализовать, с одной стороны, принцип наглядности, а с другой – экспериментальной поисковой деятельности.

Остановимся на этих принципах подробнее. Наглядность зависимостей математических величин и их связей друг с другом, анимация динамических процессов и изменений, например поведения графиков функций при изменении значений переменных или их характеристик, способствует повышению интереса учащихся на уроке, а также более качественному и эффективному усвоению ими учебного материала. Возможность проведения компьютерного эксперимента, сопровождаемого изменением различных параметров и характеристик рассматриваемых математических систем и зависимостей, реализует деятельностный подход на уроках математики. Также компьютерный эксперимент повышает качество усвоения учащимися материала и овладения практическими умениями и навыками на уроках математики. Таким образом, информационные компьютерные технологии полностью отвечают современным требованиям математического образования, делают каждый урок более эффективным, современным и интересным.

В заключение отметим, что математика благодаря своей внутренней природе и истокам своего появления, имеет огромный потенциал для развития творческого мышления и личностных качеств учащихся, позволяющих им эффективно ориентироваться в окружающем мире, и дает возможности реализовать собственный человеческий потенциал, позволяет быть успешными в жизни и трудовой деятельности. Именно в этом мы видим главную задачу и вместе с тем проблему, бросающую вызов всей системе математического образования.

Список использованных источников

  1. Атанасян Л. С., Базылев В. Т. Геометрия [Текст]: учебное пособие для студентов физ-мат. фак. пед. ин-тов / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 1987. -352 с.
  2. Болтянский В.Г., Сидоров Ю.В., Шабунин М.И. Лекции и задачи по элементарной математике [Текст]: учебное пособие для вузов / В.Г. Болтянский. - М.: Наука, 1974. – 256 с.
  3. Бондаренко Т.Е. Теоретические карты и задачи по планиметрии [Текст]: учебно-методическое пособие по элементарной математике / Т.Е.Бондаренко. -Воронеж: ВГПУ, 2007. – 155 с.
  4. Загрязинский В.И. Теория обучения [Текст]: современная интерпретация / В.И. Загрязинский. - М.: Наука, 2001. – 218 с.
  5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Г. Захарова. - М.: Наука, 2003. – 252 с.
  6. Мишин. В.И. Методика преподавания математики в средней школе [Текст]: частная методика / В.И. Мишин. - М.: Просвещение, 1987. – 341 с.
  7. Стефанова Н.Л., Подходова Н.С., Орлов В.В. Методика и технология обучения математике. Лабораторный практикум [Текст]: пособие для педагогических вузов / Н.Л.Стефанова, Н.С.Подходова, В.В.Орлов. - М.: Дрофа, 2005. – 246 с.
Категория: Математика
08.05.2016 00:10


Рекомендуем курсы ПК и ПП