СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одной из наиболее часто употребляемых категорий применительно к профессионализму является категория «развитие». Несмотря на то, что понятие «развитие» применительно к личности устойчиво вошло в научный лексикон, необходимо уточнить его значение путем отграничения от близкорасположенных понятий: рост, движение (продвижение) и действия.
Под ростом понимается изменение количественных характеристик и «усиление, совершенствование в процессе развития». Сходство понятий роста и развития проявляется тогда, когда модальность (качество) роста имеет позитивную окраску. «Движение» означает последовательный и непрерывный переход в пространстве, совершающийся с течением времени - «двигаясь, переместиться на какое-то расстояние; выдвинуться, повыситься; приблизиться к завершению». В самом определении содержится указание на ограниченный временными рамками период и факт воплощения замысла в реальность. То есть продвижение может и должно выступать уточняющей характеристикой развития как результативного процесса.
Понятие «действия» следует понимать как проявление какой-нибудь энергии, деятельности; поведение отличается от «движения» заинтересованным состоянием человека, выражающимся в проявлении им мотивированного волевого усилия. Действия не есть развитие, поскольку лишено управляемости и целенаправленности движения системы на пути перехода от одного этапа к другому.
Понятие «развитие» применительно к профессиональной деятельности понимается как процесс нахождения - выражения - проявления себя в профессии, имеющий в целом восходящий характер. В определении понятия «профессиональное развитие» исследователи по-разному расставляют акценты, что говорит о многогранности данного явления. Одни под профессиональным развитием понимают познавательно-творческую деятельность в процессе профессиональной деятельности. Другие определяют его как динамичный системно-организованный, вариативный, индивидуально-творческий процесс становления специалиста как профессионала.
Чаще всего профессиональное развитие определяют как непрерывный процесс накопления профессиональной компетентности, при котором человек сам выбирает средства достижения личной цели в профессиональной деятельности и берет на себя ответственность за этот процесс.
На основе анализа научных публикаций представляется возможным охарактеризовать наиболее общие закономерности профессионального развития личности:
1. Развитие человека как профессионала неотделимо от его развития как
личности (личность и профессионал находятся в диалогической взаимосвязи, обусловленной взаимовлиянием личности и деятельности);
Л. М. Митина, исследуя личностное и профессиональное развитие, пришла к выводу об их единстве, где фактором развития является внутренняя среда личности, ее активность и потребность в самореализации. Но при этом соотношение личностного и профессионального развития имеет «неравновесную целостность». На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является уровень личностного развития. На последующих стадиях профессиональное развитие начинает доминировать над личностным.
2. Влияние личности на профессиональное развитие может расцениваться как позитивное (выбор профессии, обеспечение профессиональной адаптации, стимуляция профессионального творчества и развитие профессионального мастерства) и как негативное, препятствующее становлению личности профессионала (отсутствие позитивной мотивации деятельности, наличие личностных качеств, мешающих профессиональной деятельности).
3. Развитие личности профессионала предполагает определенную динамику ее свойств и качеств, представленных в виде «приращений» личности.
Динамика личности, детерминированная профессиональной деятельностью, - один из сложных, многоаспектных вопросов. Здесь действуют известные закономерности: любому процессу развития присуща внутренняя динамика приобретений и потерь, ни один процесс развития не состоит исключительно из роста и совершенствования. Известно, что в профессиональной деятельности изменения личности происходят особенно интенсивно, поскольку она концентрирует в себе основную активность субъекта.
4. Фундаментальным условием профессионального развития личности является переход на более высокий уровень профессионального самосознания. Основными источниками развития профессионального самосознания личности является ее собственная профессиональная деятельность.
5. В качестве движущих сил профессионального развития личности выступает процесс разрешения внутриличностных противоречий - субъективно переживаемых рассогласований тех или иных тенденций в профессиональном самосознании личности (оценок, притязаний, установок, интересов и др.).
А. К. Маркова считает, что приобретение профессиональной компетентности невозможно без профессионального саморазвития, формирования профессионального самосознания, самоопределения и самопроектирования, выражающегося в построении собственной стратегии профессионального роста и др. По ее мнению, основными содержательными характеристиками профессионального саморазвития выступают ценностные ориентации, мотивационно-волевые компоненты, целеполагание, самооценка.
На профессиональное саморазвитие влияют ценности:
- связанные с местом работы в жизни человека, с собственной оценкой достижений и неудач;
- определяющие место работника в организации (значимость роли, которую он играет в организации, степень приверженности работника к организации);
- связанные с материальным и нематериальным вознаграждением.
В. И. Андреев выводит закон фазового перехода личностного развития в профессиональное саморазвитие личности. Суть закона заключается в том, что развитие личности, будучи детерминировано внешними и внутренними факторами, на определенном этапе жизнедеятельности, а именно на определенной стадии освоения профессии, переходит в фазу осознаваемой, целенаправленной, преимущественно внутренне детерминированной деятельности профессионального саморазвития.
Рассматривая профессиональное саморазвитие как процесс самосозидания личности в профессиональной деятельности, следует отметить в нем ряд характерных признаков:
- наличие внутренних противоречий (между самоопределением и востребованностью профессии, осознанием себя как профессионала и внешними оценками, восприятием себя как специалиста и неким идеальным образом профессионала и т. п.);
- осознание профессиональных потребностей, личной и общественной значимости своей профессиональной деятельности,
- самоценность профессионального развития;
- необходимость наличия объективных и субъективных предпосылок, условий для профессионального саморазвития;
- индивидуальная неповторимость процесса и результата профессионального саморазвития.
Таким образом, можно говорить о личностно-профессиональном развитии, которое представляет собой процесс формирования личности, орие н-тированный на овладение профессионализмом и осуществляемый в ходе саморазвития личности, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий.
В процессе личностно-профессионального развития происходят следующие прогрессивные структурные изменения личности:
- расширение круга интересов и изменение системы потребностей;
- актуализация мотивов достижения;
- возрастание потребности в самореализации и саморазвитии;
- повышение компетентности, развитие и расширение умений и навыков;
- развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности.
Диалектическое понимание личностно-профессионального развития состоит в признании непрерывности собственного изменения как чередования периодов профессионального роста и влияния характера саморазвития на всех этапах жизненного пути.
Однако личностно-профессиональное саморазвитие будет продуктивным, если у человека есть потребность к саморазвитию, если он владеет способами самопознания и самоанализа профессионального опыта и обладает развитой способностью к рефлексии.
Профессиональное саморазвитие как процесс проходит по определенным этапам. Основными этапами саморазвития являются:
1) формирование профессиональной направленности. Профессиональная
направленность как интегральное качество личности представляет избирательное и мотивированное отношение к выбору профессии в соответствии со склонностями человека. Направленность проявляется в активизации интересов к определенным явлениям, фактам, процессам, имеющим как опосредованное, так и непосредственное отношение к той или иной профессии.
Направленность лежит в основе профессиональной ориентации, в которой происходит согласование человека с профессией;
2) формирование профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение понимается в узком смысле как процесс принятия обоснованного решения о выборе профессии, а в широком смысле - как обретение профессиональной идентичности - устойчивого согласования индивидуальных признаков, условий и содержания профессии, обеспечивающее достижение на конкретном этапе определенного субъективного уровня профессионализма, обусловливающее дальнейший профессиональный
рост и возможность переноса сформированных навыков и умений в измененные условия деятельности;
3) развитие профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность - это совокупность индивидуальных свойств личности, которые обеспечивают общественно-необходимую эффективность и рыночное качество результатов труда при одновременной удовлетворенности трудовым процессом;
4) формирование профессиональной компетентности. Только на основе сформированных профессионально значимых знаний, умений, навыков возможно эффективное выполнение своих трудовых обязанностей, прав, умение нести ответственность за результат деятельности;
5) формирование конкурентоспособного профессионала, т. е. работника, обладающего лидерством в управлении переменами в сфере профессионального труда.
Л. М. Митиной описаны модели поведения личности в процессе освоения профессиональной деятельности - адаптивная и модель развития. При адаптивном поведении в сознании личности доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним условиям и обстоятельствам. Профессиональная деятельность характеризуется использованием ранее наработанных алгоритмов, шаблонами и стереотипами. В освоении профессии по данной модели человек проходит три стадии: профессиональной адаптации; профессионального становления; профессиональной стагнации.
Адаптивный тип поведения является, по мнению автора, неконструктивным на всех стадиях профессионального функционирования.
В модели развития человек способен увидеть собственную профессиональную деятельность целостной. Он проходит следующие стадии:
1) самоопределение - характеризуется способностью личности сравнить себя с другими членами профессионального сообщества, осознавать необходимость изменений и преобразований профессиональных знаний, умений, навыков и способов деятельности;
2) самовыражение - характеризуется формированием профессионального поведения на основе профессиональной мотивации и целей;
3) самореализация - характеризуется отражением смысла жизни и себя как профессионала в избранной профессиональной деятельности.
Таким образом, процессы личностного и профессионального развития взаимосвязаны во всех компонентах, что дает возможность говорить о личностно-профессиональном развитии человека.
© 2021, Тарасов Сергей Петрович 722