СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одарённый ребёнок в средней школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одаренный ребенок в средней школе.

Подготовила -учитель химии

Андросова Н.П.

Главное богатство государства – талантливые, способные в различных сферах деятельности личности, без которых невозможен рост благосостояния и духовное обогащение общества. Однако, люди, которые обладают специальным даром, или, по крайней мере, имеют потенциал для проявления одаренности, могут пройти по жизни незамеченными.

Несомненно, школа должна отвечать за судьбу одаренных детей. Она делает попытки выявления одаренных детей в массе учащихся и пытается помогать в развитии их талантов. Сама дифференциация обучения (лицейские, гимназические классы, профильное обучение в старших классах) – это уже способ выявления одаренных детей и способ развития их одаренности.

«Хорошее» обучение, по Л.С. Выготскому, это обучение, опережающее актуальное развитие ребенка и, опирающееся на его зону ближайшего развития. Такого рода обучение, развивающее одаренность детей, не является прерогативой только лицейских и гимназических классов. В любой школе возможна работа в этом направлении при условии выявления в классе детей с признаками одаренности и специальной работы с данной группой учащихся.

Поэтому одной из основных задач современной школы является создание условий для оптимального развития одаренных учащихся, включая детей, чья одаренность на настоящий момент еще не проявилась, а также просто способных детей через возможность освоения программ профильной подготовки, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, освоение программ дополнительного образования с учетом индивидуальных достижений учащихся.

Остановимся на понятии «одаренность».(слайд 2)

ОДАРЕННОСТЬ – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей.

Одарённые дети это не только те, которые показывают умение находить правильный ответ в тестовых задачах на осведомлѐнность, классификацию, аналогии, обобщение, но и те, которые отличаются высоким уровнем мотивации, креативности, способностью к инсайту (от англ.nsight— проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка, прозрение),а также успешно строящие взаимоотношения с другими людьми.

Как выявить одаренного ребенка (или способного, деятельного).

Я это делаю, как правило, на своих уроках. Наблюдаю, как дети выполняют задания различного характера. Выделяю детей, которые быстрее улавливают материал урока и достаточно быстро им оперируют и детей, которые выполняют задания не по алгоритмам, которые были изучены на уроке, а «по своему». Затем беседую с этими детьми, учителями-предметниками, классным руководителем и родителями, узнаю о увлечениях детей, а также о их прошлых учебных успехах и достижениях в повседневной школьной жизни в различных сферах.

Личностные и деловые качества, которые я встречаю чаще всего у своих способных учащихся: (слайд 3)

  1. .Спокойствие (внешнее);

  2. Замкнутость;

  3. Мало общительные;

  4. Ранимость;

  5. Целеустремленность;

  6. Амбициозность;

  7. Ответственность;

  8. Настойчивость.

Для того чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовывать его деятельность. Собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем определенных его способностей в той или иной сферах деятельности, самоопределения и самореализации. Школьный возраст – период становления способностей и личности ребенка. Большая часть детей имеют определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности (потенциально одаренные), или же имеют яркие, очевидные, иногда выдающиеся достижения в конкретной области по сравнению с возрастной и социальной нормами (одаренные).

Как правило, одаренные дети обучаются в классах вместе со всеми детьми. Это позволяет создавать условия для их дальнейшей социальной адаптации и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, максимально возможного развития всех учащихся школы.

Методы и формы работы с одаренными детьми органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаются определенным своеобразием. Например, такие формы работы с одаренными детьми в учебное время: «мозговые штурмы», проектная деятельность, научно-практические конференции, творческие работы, дискуссии, практикумы, лабораторные работы и др. (слайд 4)

Учебная деятельность учащихся осуществляется на основе дифференциации и индивидуализации. В нашей школе - это создание в старших классах профильных групп, это факультативные занятия в средней школе, направленные на допрофильную подготовку, а также ведется и обучение способных детей (это наши олимпиадники) по индивидуальным учебным планам или индивидуальным маршрутам. Для своих учащихся, которые участвуют в олимпиадной деятельности я также составляю индивидуальный учебный план, который в дальнейшем в течение года могу корректировать с учетом способностей своих учащихся.

Ведущими в обучении, на уроках, являются методы творческого характера –1.проблемные:

Проблемная ситуация создается формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера. Выявление противоречивости в проблемном задании приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознания недостаточности ранее усвоенных знаний. У школьников возникает субъективная потребность в новых знаниях.

Например, урок в 7 кл, тема «Явления физические и химические. Признаки химических реакций»(слайд 5)

Предлагаю учащимся проделать следующие опыты и после проведения каждого опыта записать то, что они наблюдали.

Ребята работают в группах.

Опыты:

1) Зажгите спичку и погасите её.

2) Добавьте в пробирку немного вещества NaOH, затем одну каплю вещества фенолфталеина и затем прилейте немного вещества HCl.

З) Положите в пробирку порошок мела ( половину ложечки), а затем добавьте немного вещества HCl.

4) Прилейте в пробирку немного раствора вещества FeCl3, а затем пару капель вещества NaOH, после прилейте Н2SO4 до растворения осадка.

(слайд 6)После проделанной работы сделайте вывод, о том, что такое химические явления (или реакции) и укажите признаки химических реакций. В данном случае учащиеся 7 класса самостоятельно, выполняя задания приходят к новым знаниям.

2.эвристические методы.

Например, использую на уроках метод эвристической беседы. Это цепочка взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы.

Урок в 10 кл по теме «Химические свойства моносахаридов». (слайд 7)

Для того, чтобы определить свойства моносахаридов на примере глюкозы задаю следующие вопросы:

  1. Назовите представителей моносахаридов.

  2. Как классифицировать моносахариды по числу атомов углерода в молекуле и по типу функциональных групп?

  3. Охарактеризуйте моносахарид глюкозу по количеству атомов углерода, содержащихся в молекуле и по типу функциональных групп.

  4. Предположите, какими химическими свойствами будет обладать глюкоза и почему?

(слайд8)Отвечая на вопросы ребята приходят к выводу, что глюкоза — это альдегидоспирт. Для данного моносахарида будут характерны и свойства альдегидов, и свойства многоатомных спиртов. Затем данные выводы подтверждают химическими опытами в ходе лабораторной работы.

3.исследовательские методы — самостоятельная деятельность ученика по решению проблемных задач урока.

Урок в 8 кл. по теме «Понятие об амфотерности». (слайд 9)

Предлагаю учащимся для того, чтобы определить понятие «амфотерность» проделать лабораторный опыт №1. «Получение гидроксида цинка и изучение его свойств.»

Работа в группах.

Цель работы (или гипотезу) определяем совместно - получить гидроксид цинка и доказать, что он обладает амфотерными свойствами. Дать определение понятию «амфотерность».

а) Для того чтобы исследовать амфотерный гидроксид - гидроксид цинка, получим его из сульфата цинка или хлорида цинка- действием сильной щелочи.

ZnSO4+ 2NaOH=Zn(OH)2+Na2SO4

Образуется белый студенистый осадок гидроксида цинка.

б)Исследование свойств гидроксида цинка.

Гидроксид цинка реагирует с кислотой (в нашем опыте - с соляной)

Zn(OH)2+ 2HCl = ZnCl2+ 2H2O,

и со щелочью–

H2ZnO2+ 2NaOH = Na2ZnO2+ 2H2O

осадок гидроксида растворяется в обеих пробирках.

Делаем вывод: гидроксид цинка взаимодействует и с кислотой и со щёлочью.

Значит ведет себя и как кислота, и как основание. Такая двойственность называется амфотерностью. Гидроксид цинка – амфотерен.

Данные методы на уроке реализую в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

(слайд 10)Внеурочные формы работы в моей практике - это факультативы, участие в конкурсах, интеллектуальные игры, олимпиады различного уровня по предметам, творческие работы, проведение виртуальных «научных» походов, экскурсий, практических занятий вне школьного пространства.

Важным является «погружение» максимальное и разностороннее учащихся в ту область деятельности, которая им близка, в которой они добиваются успехов, для того, чтобы способный ребенок мог прочувствовать все свои возможности в данном направлении, а это не только урочная деятельность, но и участие во всех возможных конкурсах по химии.

(слайд 11)Вместе с тем, необходима также специальная литература для работы с одаренными детьми и проведения факультативных занятий, банки оригинальных задач, с помощью которых способные дети тренируют свою, логику, мышление, интуицию, с помощью которых они также приобретают новые знания и тренируют умения, материалы для проведения учащимися творческих исследований и выполнения экспериментальных и конструктивных заданий.

(слайд 12)В работу с одаренными учащимися, как правило, включаются педагоги, обладающие высокими профессиональными и личностными качествами, грамотные психологи. Педагоги, которые поддерживают благоприятную психологическую атмосферу и проявляющие заботу и внимание к развитию способностей учащихся и оказывающие им помощь и поддержку, способны решать возникающие проблемы в нетрадиционных ситуациях, готовы нести ответственность за последствия принимаемых ими решений и внушают доверия детям. Верят в возможности и способности детей; обладают чувством собственного достоинства; постоянно совершенствуются, способны к саморазвитию и самообразованию. (слайд 13)

Успешная работа с одаренными детьми предполагает осознание каждым членом педагогического коллектива важности в системности и согласованности действий.

18.11.2018 22:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП