СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Опыт работы по развитию речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через познавательно – исследовательскую деятельность.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет нас на использование инновационных технологий.
Педагогическая технология исследовательской деятельности является просто необходимой в процессе развития детей с ЗПР, так как без обследования предметов, наблюдений, практических исследовательских действий дети данной категории не усвоят программный материал.
Зачастую задержка психического развития сопровождается общим недоразвитием речи. Это все отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, что проявляется в незрелости внимания, восприятия, памяти, мышления.
При организации воспитательно-образовательного процесса мною используются различные формы детской деятельности, направленные на развитие кругозора детей, познавательных процессов, формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выстраивать предложения, задавать вопросы.
Оной из таких форм является познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
В своей работе поставила цель создание условий, способствующих развитию у детей с ЗПР речевой и познавательной активности через познавательно-исследовательскую деятельность.
Для достижения цели определила задачи, которые решались во всех формах образовательной деятельности: в организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в соответствии с лексической темой, в совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, а так же в работе с родителями.
Хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно – пространственная среда стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Для проведения экспериментов очень важен подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому в группе создан уголок экспериментирования, разработана картотека схем с алгоритмами выполнения опытов.
При организации экспериментирования особое внимание необходимо обращать на предотвращение возможных травм. Предоставляя детям самостоятельность, очень внимательно слежу за ходом работы и за соблюдением правил безопасности.
Познавательно-исследовательская деятельность организуется по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая природа, неживая природа, человек.
Разработан тематический план в соответствии с лексическими темами.
Прежде чем приступить к экспериментальной деятельности, мною была проведена подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, детских энциклопедий.
В процессе наблюдения за изменениями в природе, за ростом растений у детей активизируется познавательный интерес.
В ходе экспериментальной деятельности, мы выявляем потребность растения в теплом воздухе. Пытаемся понять, как происходит процесс дыхания у растений. Наблюдаем за их состоянием в зависимости от полива и делаем вывод, что растения без воды жить не могут.
В марте проводили цикл опытов «Посев семян для рассады», «Необходим ли свет растениям?»
В занимательных опытах и экспериментах выявляем свойства воды, пытаемся обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Чтобы вызвать интерес у детей к экспериментальной деятельности, опыты проводятся в виде занимательных игр, например, пуская кораблики, отправляемся по морю в путешествие. Детям очень нравится дуть через трубочки, чтобы «вода закипела». Подобные игры являются очень хорошим приемом для отработки правильного дыхании, что имеет немаловажное значение в постановке звуков.
При проведении экспериментов пользуемся схемами, условными обозначениями, мнемотехническими таблицами, что способствует формированию умения у ребенка четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности дети приобрели ряд навыков.
Поощряя детскую любознательность и направляя их деятельность, мы способствуем развитию речи, познавательных, психических процессов у детей.
© 2016, Берчун Ларина Сергеевна 1167