© 2025, Кобелева Елена Алексеевна 122
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Факультативный курс (фр. facultatif — от лат. facultas — «возможность») - необязательный учебный курс или предмет, изучаемый студентами вузов и учащимися средних учебных заведений по их желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний.
Главной целью факультативных занятий по информатике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям информатикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Программа основного курса информатики вместе с программой факультативных занятий составляют программу повышенного уровня по данному предмету для учащихся данного класса.
Программа факультативных занятий по информатике составляется так, что все её вопросы могут изучаться синхронно с изучением основного курса информатики в школе.
Для того чтобы факультативные занятия по информатике были эффективными, необходимо их организовать там, где есть высококвалифицированные учителя, способные вести занятия на высоком научно-методическом уровне и не менее 15 учащихся, желающих изучить факультативный курс.
Если школа имеет классы с небольшой наполняемостью (что особенно характерно для сельских школ), то группы учащихся для факультативных занятий можно комплектовать по параллелям или из учащихся смежных классов (8-9 классы, 10-11 классы и т.п.).
Запись учащихся на факультативные занятия производится на добровольных началах в соответствии с их интересами. По окончании факультативного курса учащиеся сдают зачет (с оценкой), о чём делается отметка в аттестате. Учитель информатик несет полную ответственность за качество факультативных занятий; факультативные занятия вносятся в расписание и оплачиваются учителю.
Проведение факультативных занятий по информатике не означает отказа о других форм внеклассной работы (кружки, вечера, олимпиады и т.д.). Они должны дополнять эти формы работы с учащимися, которые интересуются информатикой.
Возможность 1-2 часа в неделю дополнительно работать со школьниками, проявляющими повышенный интерес и способности к информатике. Факультативные занятия являются динамичной разновидностью дифференциации обучения.
Факультативные занятия по информатике должны строиться так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными.
Основными формами проведения факультативных занятий по информатике являются изложенние узловых вопросов данного факультативного курса учителем (лекционным методом), семинары, собеседования (дискуссии), решение задач, рефераты учащихся (как по теоретическим вопросам, так и по решению цикла задач), доклады учащихся и т.д.
Одной из возможных форм ведения факультативных занятий по информатике является разделение каждого занятия на две части. Первая часть посвящается изучению нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического и практического характера. По окончании этой части занятия учащимися предлагается домашнее задание по изучению теории и её приложений. Вторая часть каждого занятия посвящена решению задач повышенной трудности и обсуждению решений особенно трудных или интересных задач. Эта форма проведения факультативных занятий может способствовать успешному переходу от форм и методов обучения в школе к формам и методам обучения в высших учебных заведениях.
Естественно также при проведении факультативных занятий в основном использовать методы изучения (а не обучения) информатики, а также проблемную форму обучения.
А в частности, её можно осуществить, если представить изучаемый факультативный курс в виде серии последовательно расположенных задач. Решая последовательно все задачи самостоятельно или при незначительной помощи преподавателя, школьники постепенно изучают курс при большом личном участии, проявляя активность и самостоятельность. В необходимых случаях преподаватель проводит предварительную беседу или дает обобщения. Полезно также широко использовать задачи проблемного характера.
В настоящее время факультативные занятия по информатике проводятся по трем основным направлениям:
1. изучение программирования;
2. изучение компьютерных технологий;
3.изучение прикладных областей деятельности на основе компьютерных технологий.
Педагогическая практика убеждает, что активизация учебно-познавательной деятельности учащихся происходит более эффективно, если она опирается на саморазвитие личности. Для этого необходимо организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы ориентировать их на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.
Факультативный курс предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников. Такая форма работы формирует и укрепляет коллектив, который выступает как единое целое, а каждый ученик в отдельности участвует в ней как член коллектива, выполняя порученную ему часть общей работы;
индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы. ее преимущества состоят в том, что обучение в максимальной степени соответствует уровню развития, способностям и познавательным возможностям каждого ученика. эта форма работы позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений;
групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини-групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
При организации занятий факультативного курса необходимо предусмотреть такие формы уроков, которые позволят реализовать эти педагогические технологии.
В связи с этим был проведен анализ различных форм уроков, рекомендуемых педагогической практикой для организации факультатива.
Одной из форм изложения теоретического материала является лекция.
Лекция – представляет собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение учителем учебного материала. Она предшествует всем другим формам организации учебного процесса, позволяет оперативно актуализировать учебный материал курса.
Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы.
Традиционная лекция является не только способом доставки информации, но и методом эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся. Такой метод повышает познавательную активность. Достигается это за счет педагогического мастерства учителя, его высокой речевой культуры и ораторского искусства.
Высокая эффективность деятельности учителя во время чтения лекции будет достигнута только тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных процессов учащихся.
При проведении факультатива рекомендуется применять лекции – визуализации. Это своеобразные учебные пособия, в которых теоретический материал, благодаря использованию мультимедиа средств, четко структурирован, что способствует более легкому и быстрому его усвоению.
Семинарское занятие представляет собой комплексную форму и завершающее звено в изучений определенного раздела предусмотренных учебно-тематическим планом тем курса.
Комплексность данной формы занятий определяется тем, что в ходе его проведения сочетаются выступления учащихся и учителя; положительное толкование (рассмотрение) обсуждаемой проблемы и анализ различных, часто дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и разъяснение (консультация) учителя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе.
Особенность семинарского занятия – возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов.
Трактовка семинара как завершающего звена в изучении блока взаимосвязанных тем курса обусловлена тем, что во время его проведения подводятся итоги работы учителей и самостоятельной работы обучающихся по усвоению обсуждаемой проблемы.
«Круглый стол» – нетрадиционная форма учебной работы с обучающими, как правило, имеющими опыт работы, практической деятельности в области обсуждаемого вопроса. На «круглом столе» обучающиеся могут и должны попробовать обоснованно поставить злободневные вопросы по теме обсуждения, серьезно аргументировать подходы к их решению, а также сообщить об удачном и неудачном опыте. «Круглый стол» – это своего рода совещание по обмену опытом и обсуждению практического опыта, достижений и ошибок.
Таким способом участники «круглого стола» осваивают содержание темы, ее ключевые проблемы. Учитель выступает в роли ведущего обсуждение, отчасти направляет его, в необходимых случаях дает комментарии и пояснения.
Дискуссия – одна из активных форм учебного процесса, призванная мобилизовать практические и теоретические знания обучающихся в результате «сражения истин», «сражения подходов», взглядов на одну и ту же реальность с существенно отличающихся точек зрения.
Дискуссия уместна и даже незаменима при освоении теоретических общественных дисциплин. Здесь основания для дискуссии создаются реальной включенностью обучающихся в демократические (многосубъектные) общественные процессы, в злободневное столкновение идеологий. За этими пределами форма дискуссии также применима, но при определенных условиях и в определенном смысле.
Практическое занятие - активная форма учебного процесса, дополняющая теоретический курс, призванная помочь обучающимся освоиться в «пространстве» (тематике) курса, самостоятельно оперировать теоретическими знаниями на конкретном учебном материале. Данный вид занятия направлен на развитие познавательного интереса учащихся с помощью различных средств информационно – коммуникационных технологий, использование которых зависит от педагогического мастерства учителя.
Для практического занятия в качестве темы выбирается обычно такая учебная задача, которая предполагает не существенные эвристические и аналитические напряжения и продвижения, а потребность обучающегося «потрогать» материал, опознать в конкретном то общее, о чем говорилось, например, в лекции.
Занятие обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач.
Для организации факультативного курса такая форма приемлема, так, как она является знакомой учащимся, позволяет регламентировать изучение материала и т.д.
В педагогической практике рекомендуемы различные типы уроков, которые определяются дидактическими целями и могут быть следующими:
Вводный урок – носит ознакомительный характер, как правило, проводится в виде ознакомительной лекции. Особое внимание уделяется стимулированию познавательного интереса учащихся.
Урок изучения нового материала - изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Такие уроки предназначаются для изучения главного в содержании темы. Это вводное занятие, на котором учащиеся знакомятся с новым материалом, изучают его теоретическую основу.
Урок закрепления - усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему. Он способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация.
Разрабатывая урок закрепления знаний учащихся по теме, необходимо решить проблему отбора и структурирования содержания учебного материала, определить методы и приёмы, которые будут применяться на данном уроке.
Урок проверки знаний и умений - определение уровня овладения знаниями, коррекция знаний, умений, навыков. В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.
На данном этапе необходимо дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Комбинированный урок – сочетает в себе различные типы уроков.
Одним из важнейших компонентов учебного процесса является контроль знаний и умений школьников. Показатели контроля служат главным основанием для вынесения суждения о результатах. Данные контроля констатируют результаты и оценку учебной деятельности не только отдельных учащихся, но и состояние учебно-воспитательной работы всего курса, подсказывают меры, необходимые для его совершенствования.
Для определения уровня знаний учащихся целесообразно проводить следующие виды контроля:
текущий контроль – контроль самостоятельной работы (практическая работа) обучающихся по изучению учебных материалов.
Текущий контроль осуществляется в процессе изучения курса и проводится в сроки, определенные тематическим планом по данной дисциплине.
Цель текущего контроля - проверить степень и качество усвоения изучаемого материала, определить необходимость введения изменений в содержание и методы обучения. В процессе текущего контроля оценивается самостоятельная работа обучающегося над изучаемым материалом: полнота выполнения заданий, уровень усвоения учебных материалов по отдельным разделам курса, работа с дополнительной литературой, умения и навыки индивидуальных и групповых презентаций, овладение практическими навыками аналитической, исследовательской работы и др.
Виды текущего контроля для факультативного курса:
промежуточный и итоговый контроль может проводиться в виде практических работ, проектов по изученному материалу, результатов участия в итоговом занятии. Промежуточный контроль преследует цель оценивать работу обучающегося за период её изучения, полученные им теоретические знания, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные занятия и применять их к решению практических задач.
Таким образом, внеклассная работа дает большие возможности для решения учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой, воспитывает у учащихся настойчивость, инициативу, волю. Внеклассные занятия приносят большую пользу и самому учителю. Во внеклассной работе велика роль контакта педагога с учащимися, для установления которого необходимы определенные качества педагога.
Факультативные занятия – форма учебной работы, состоящая в развитии способностей и интересов учащихся в сочетании с общеобразовательной подготовкой.
Главной целью факультативных занятий по информатике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям информатикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.
При правильной организации факультативного курса возможны положительные результаты, в том числе появится заинтересованность в предмете, любовь к литературе, откроет или разовьёт творческие способности ребёнка, а, может быть, и предопределит будущую профессию ученика, что позволит ему своевременно начать углублённое изучение предмета.
При этом считается, что изучение факультативных учебных предметов в соответствии с желаниями и способностями школьников повышает эффективность их учебных занятий, является важным средством развития у них интереса к информатике, углубляет, делает более устойчивыми и целенаправленными их интересы к определённым видам практической деятельности, готовит учащихся к самообразованию по окончании школы.
© 2025, Кобелева Елена Алексеевна 122