© 2025 77
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
"Особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения"
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
Все слабовидящие дошкольники относятся к детям с ОВЗ. Нарушение зрения в детстве вне зависимости от его степени выступает фактором, негативно влияющим на развитие ребенка дошкольного возраста. Рассмотрим основные особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения.
Как отмечают М. М. Семаго и Н. Я. Семаго, внешний вид и поведение ребенка определяются степенью зрительных дефицитов. Незрячие дети чрезвычайно осторожны в новой ситуации, походка неуверенная, предпочитают держаться близких, прислушиваются к голосам и интонациям чужих людей, привыкают к ним, прежде чем вступить в контакт. Ребенок нуждается со стороны близких в прямом сопровождении. Часто плохо управляет своей мимикой («не держит лицо»), не использует общепринятые жесты. В тяжелых случаях поведение может носить аутоподобный характер – наблюдаются двигательные, реже речевые стереотипии, ребенок беспокоен, не идет на контакт, демонстрирует множество страхов и т. п.
Темп деятельности замедлен, ребенок осторожен. Работоспособность относительно сохранная, но часто дети быстро устают, в том числе и за счет большой эмоциональной нагрузки, жалуются на усталость, но бывает, что жалобы на усталость являются привычным способом «ухода» от трудных заданий и новых контактов.
Произвольный компонент деятельности сформирован достаточно, если отсутствуют признаки неврологического неблагополучия и сочетанных нарушений, при раннем начале абилитационных и коррекционно-развивающих мероприятий.
Обучаемость ребенка с выраженными нарушениями зрения в целом не нарушена, но значительно специфична ввиду особенностей развития психических функций и познавательной деятельности.
Особенности познавательной деятельности
Как отмечают М. М. Семаго и Н. Я. Семаго, почти не наблюдается прямой зависимости между степенью нарушения зрения и уровнем развития познавательной деятельности. Однако процесс восприятия в целом замедлен, формируются обедненные, часто деформированные и неустойчивые образы объектов, нарушается цельность восприятия, часто отсутствуют второстепенные, но неотъемлемые детали предметов. Наблюдается отставание в развитии свойств восприятия: скорости, константности, обобщенности, осмысленности, симультантности (единомоментное восприятие информации, когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом). При нарушении бинокулярного зрения нарушается восприятие перспективы и глубины пространства.
Большую роль в развитии ребенка играют осязание, слух и проприоцептивные ощущения, даже обоняние.
Отмечается малый запас и низкое качество зрительных образов (образов предметов и явлений окружающего мира, экспрессивных образов эмоций, образов сенсорных эталонов, движений и действий), недостаточность осмысленности чувственного отражения.
Произвольное внимание у детей с нарушениями зрения не страдает, но при отсутствии других органических нарушений. Способность долго и сосредоточенно опознавать предмет во всех его свойствах формируется рано. Активность, широта и направленность внимания, возможность переключения и сосредоточенность в целом развиты достаточно. Однако отмечается снижение объема и устойчивости внимания.
Затруднено формирование образного мышления (беден чувственный опыт), отсюда как расширение, так и сужение объема понятий, недостаточная обоснованность суждений, вербализм представлений, формальность умозаключений. Испытывают трудности овладения умственными действиями и операциями обобщения, сравнения, группировки, классификации, абстрагирования и др., малая познавательная активность.
Часто ребенок обладает уникальными мнестическими возможностями, развитой словесной, слуховой, тактильной памятью. Объем памяти часто оказывается избыточным, при этом представления не наполнены чувственным опытом, смыслами.
Особенности развития речи:
Игровая деятельность. Ребенок испытывает трудности организации совместной игры, контроля за действиями своих партнеров, понимания роли, игровой ситуации. Формирование предметной деятельности ребенка происходит медленно, несмотря на подключение речи. Важной составной частью игры служит сюжет, который зависит от уровня знаний ребенка об окружающей социальной жизни. Одним из важных условий возникновения игры является овладение детьми моторикой собственного тела, развитие понимания функциональных действий с предметами и умения практически их выполнять. Необходимым условием возникновения творческой игры ребенка с нарушением зрения является накопление знаний и представлений об окружающем мире
Особенности эмоциональной сферы непосредственно зависят от условий развития ребенка, типа воспитания и отношения к проблемам ребенка в семье:
Часто дети имеют низкий уровень психической активности, что сказывается и на уровне познавательных интересов, что влечет за собой общее недоразвитие деятельности.
Недостаточность сенсорно-перцептивной сферы проявляется в неточности, фрагментарности, малой обобщенности пространственных представлений. Сфера пространственных представлений не только недостаточно сформирована, но порой и специфична (боязнь передвижения в пространстве, что в свою очередь тормозит развитие ориентировки в пространстве).
В коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения необходимо:
Компенсация трудностей познавательной деятельности обеспечивается и требует целенаправленного развития у слабовидящих дошкольников процессов памяти, мышления, воображения, речи, направленных на формирование и осмысление картины мира.
Прогноз развития и адаптации ребенка с нарушениями зрения зависит от степени и времени возникновения нарушения зрительного восприятия, начала и интенсивности абилитационной и коррекционно-развивающей работы.
© 2025 77