СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения"

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

Все слабовидящие дошкольники относятся к детям с ОВЗ. Нарушение зрения в детстве вне зависимости от его степени выступает фактором, негативно влияющим на развитие ребенка дошкольного возраста. Рассмотрим основные особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения.

Как отмечают М. М. Семаго и Н. Я. Семаго, внешний вид и поведение ребенка определяются степенью зрительных дефицитов. Незрячие дети чрезвычайно осторожны в новой ситуации, походка неуверенная, предпочитают держаться близких, прислушиваются к голосам и интонациям чужих людей, привыкают к ним, прежде чем вступить в контакт. Ребенок нуждается со стороны близких в прямом сопровождении. Часто плохо управляет своей мимикой («не держит лицо»), не использует общепринятые жесты. В тяжелых случаях поведение может носить аутоподобный характер – наблюдаются двигательные, реже речевые стереотипии, ребенок беспокоен, не идет на контакт, демонстрирует множество страхов и т. п.

Темп деятельности замедлен, ребенок осторожен. Работоспособность относительно сохранная, но часто дети быстро устают, в том числе и за счет большой эмоциональной нагрузки, жалуются на усталость, но бывает, что жалобы на усталость являются привычным способом «ухода» от трудных заданий и новых контактов.

Произвольный компонент деятельности сформирован достаточно, если отсутствуют признаки неврологического неблагополучия и сочетанных нарушений, при раннем начале абилитационных и коррекционно-развивающих мероприятий.

Обучаемость ребенка с выраженными нарушениями зрения в целом не нарушена, но значительно специфична ввиду особенностей развития психических функций и познавательной деятельности.

Особенности познавательной деятельности

Как отмечают М. М. Семаго и Н. Я. Семаго, почти не наблюдается прямой зависимости между степенью нарушения зрения и уровнем развития познавательной деятельности. Однако процесс восприятия в целом замедлен, формируются обедненные, часто деформированные и неустойчивые образы объектов, нарушается цельность восприятия, часто отсутствуют второстепенные, но неотъемлемые детали предметов. Наблюдается отставание в развитии свойств восприятия: скорости, константности, обобщенности, осмысленности, симультантности (единомоментное восприятие информации, когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом). При нарушении бинокулярного зрения нарушается восприятие перспективы и глубины пространства.

Большую роль в развитии ребенка играют осязание, слух и проприоцептивные ощущения, даже обоняние.

Отмечается малый запас и низкое качество зрительных образов (образов предметов и явлений окружающего мира, экспрессивных образов эмоций, образов сенсорных эталонов, движений и действий), недостаточность осмысленности чувственного отражения.

Произвольное внимание у детей с нарушениями зрения не страдает, но при отсутствии других органических нарушений. Способность долго и сосредоточенно опознавать предмет во всех его свойствах формируется рано. Активность, широта и направленность внимания, возможность переключения и сосредоточенность в целом развиты достаточно. Однако отмечается снижение объема и устойчивости внимания.

Затруднено формирование образного мышления (беден чувственный опыт), отсюда как расширение, так и сужение объема понятий, недостаточная обоснованность суждений, вербализм представлений, формальность умозаключений. Испытывают трудности овладения умственными действиями и операциями обобщения, сравнения, группировки, классификации, абстрагирования и др., малая познавательная активность.

Часто ребенок обладает уникальными мнестическими возможностями, развитой словесной, слуховой, тактильной памятью. Объем памяти часто оказывается избыточным, при этом представления не наполнены чувственным опытом, смыслами.

Особенности развития речи:

  • своеобразие и трудности развития моторного компонента речи;
  • недостаточная выразительность речи;
  • бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов;
  • трудности чувственного отражения, малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях;
  • характерен формализм речи, так как происходит накопление большого количества слов, не связанных с конкретным содержанием и смыслами (непонимание чувственной ткани слова и его смысловой стороны);
  • очень часто отмечается излишняя компенсаторная многоречивость, т. е. своеобразный вербализм;
  • уровень спонтанной речи, особенно с позиций содержания, отличается фрагментарностью, походящей порой на разноплановость, непоследовательность мышления;
  • в речи имеют место проблемы отражения динамики событий, отмечаются трудности выделения главного и соблюдения логической связности речи;
  • недостаточное использование мимики и пантомимики при общении.

Игровая деятельность. Ребенок испытывает трудности организации совместной игры, контроля за действиями своих партнеров, понимания роли, игровой ситуации. Формирование предметной деятельности ребенка происходит медленно, несмотря на подключение речи. Важной составной частью игры служит сюжет, который зависит от уровня знаний ребенка об окружающей социальной жизни. Одним из важных условий возникновения игры является овладение детьми моторикой собственного тела, развитие понимания функциональных действий с предметами и умения практически их выполнять. Необходимым условием возникновения творческой игры ребенка с нарушением зрения является накопление знаний и представлений об окружающем мире

Особенности эмоциональной сферы непосредственно зависят от условий развития ребенка, типа воспитания и отношения к проблемам ребенка в семье:

  • ребенок легко тормозим, тревожен, часто испытывает страхи, зависим от близких взрослых, чрезмерно к ним привязан, стереотипен в своих привычках и интересах;
  • затруднено, а иногда и невозможно считывание эмоциональных проявлений, выражения лиц собеседников, что затрудняет общение ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • эмоциональные переживания самого ребенка недостаточно отражаются в его мимике, что затрудняет считывание их другими людьми, осложняя взаимодействие с ним;
  • сами дети часто обнаруживают большую чувствительность к эмоциональным модуляциям речи другого;
  • уровень притязаний на успех невысокий, а самооценка может быть достаточно высокой.

Часто дети имеют низкий уровень психической активности, что сказывается и на уровне познавательных интересов, что влечет за собой общее недоразвитие деятельности.

Недостаточность сенсорно-перцептивной сферы проявляется в неточности, фрагментарности, малой обобщенности пространственных представлений. Сфера пространственных представлений не только недостаточно сформирована, но порой и специфична (боязнь передвижения в пространстве, что в свою очередь тормозит развитие ориентировки в пространстве).

В коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения необходимо:

  • использовать специальные техники, методики и приемы обучения, разработанные специально для детей с нарушениями зрения, направленные на формировании познавательной, коммуникативной и учебной мотивации;
  • учитывать особенности зрения при рассадке детей в пространстве группы детского сада и позволять ребенку подбирать позу, удобную для максимального использования зрения при работе;
  • использовать адекватный дидактический материал (рельефный, контурный, яркий, с использованием предметности в подборе дидактического материала);
  • сочетать описания предмета с активным его исследованием, сопровождающимся активными действиями ребенка;
  • обеспечивать дозированный режим зрительных нагрузок и специальный режим освещения;
  • формировать практические умения и способы познавательной деятельности как способом подражания, так и посредством прямого обучения;
  • умело использовать словесные методы обучения и воспитания слабовидящих дошкольников;
  • накапливать позитивный опыт, умения и навыки общения (субъект-субъектные отношения) с взрослыми и сверстниками с преодолением трудностей социальной перцепции и практического взаимодействия с партнером по общению в совместной деятельности, обусловленных недостаточной ролью зрения в оценке происходящего, с развитием коммуникативных умений и навыков;
  • развивать умения и навыки взаимодействия со сверстниками в разных видах деятельности;
  • во взаимодействие с ребенком вначале вступать лишь одному незнакомому взрослому.

Компенсация трудностей познавательной деятельности обеспечивается и требует целенаправленного развития у слабовидящих дошкольников процессов памяти, мышления, воображения, речи, направленных на формирование и осмысление картины мира.

Прогноз развития и адаптации ребенка с нарушениями зрения зависит от степени и времени возникновения нарушения зрительного восприятия, начала и интенсивности абилитационной и коррекционно-развивающей работы.

Категория: Психологу
17.04.2025 22:22


© 2025 77

Рекомендуем курсы ПК и ПП