СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ситуационная задача
Представьте ситуацию на уроке «Биология», когда несколько учеников не проявляют интереса к уроку. Как поступить учителю?
Предложите три-четыре варианта современных образовательных технологий для эффективной мотивации современного школьника, для активизация мыслительной деятельности учащихся, повышения мотивации на уроке в условиях слабой дисциплины. Раскройте сущность и этапы работы учащихся и педагога по одному из предложенных вариантов
Не секрет, что в обычной средней школе, где без какого-либо отбора обучаются все дети, трудно бывает привлечь и активизировать внимание на изучаемом предмете всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. В таких условиях трудно обычными традиционными методами добиться интереса и получить положительный результат. Естественно то, что учитель должен не только углублять знания сильных учеников, но и привлекать к учебе неуспевающих. Конечно современный урок биологии должен быть,в первую очередь, интересным, актуальным и полезным. Мы должны, на своих уроках, организовывать активную деятельность всех обучающихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Большую помощь для активизации мыслительной деятельности учащихся, мотивации современного школьника, оказывает применение современных образовательных технологий. На уроках биологии достаточно широко можно использовать технологии: 1.Информационно – коммуникативные технологии обучения.
В современных условиях обучения, мы – учителя, должны на уроках использовать новые методы подачи информации. Дети с удовольствием смотрят развлекательные передачи по телевидению и если представлять информацию с помощью медиасредств им будет легче её воспринимать. Данное оборудование позволяет использовать на уроках биологии видеофильмы, аудиозаписи. На экране есть возможность сочетать текст, рисунок, анимацию, все это имеет звуковое сопровождение и как следствие делает информацию более яркой, понятной и запоминающейся. Благодаря современной технике можно совершать виртуальные путешествия по кровеносной системе, пищеварительной системе, дыхательной системе, путешествие внутрь растительной клетки.
Презентация дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний. Причем, на каждом этапе урока предоставляется возможность огромного выбора материала. Увидев презентацию, учащиеся значительно лучше воспринимают данный материал. Например, рассматривая на уроках экологические вопросы, нельзя не затронуть вопрос о том, что многие животные и растения занесены в Красную книгу. Одно дело услышать, другое дело посмотреть. И здесь на помощь мне снова приходит презентация. Очень удобно.
В общей биологии есть ряд разделов, отличающихся сложностью явлений и протекания процессов, а вследствие этого, сложных для восприятия и понимания. К таким процессам можно отнести: микромир клетки – строение и функции органоидов, биосинтез белка, развитие жизни на Земле и др. Подвижные компьютерные модели помогают учащимся выйти из затруднительного положения – понять явление, которое сложно представить. Компьютер не только создаёт модель явления, но также позволяет изменить условия протекания процесса, просмотреть с оптимальной для усвоения скоростью. Я считаю, что презентация с включением дополняющих технологий – самая удобная и несложная форма подачи материала для преподавателя при проведении урока биологии.
2.Технология проблемного обучения.
Если поставить ребенка в проблемную ситуацию, интересную для него, то есть возможность проявить у него интерес и включить его в активную деятельность на уроке. Например при изучении темы: « Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма» в начале урока формулируется проблема: Мы знаем, сколько крови в среднем у взрослого человека, но незнаем, сколько у ребенка и как рассчитать ее количество. Мы знаем, что кровь переносит вещества, способна свертываться, как это происходит мы незнаем. Мы незнаем, чем отличается кровь лягушки от крови человека. Не зная этого, мы не сможем понять защитные механизмы крови, которые очень важны при оказании помощи. Поэтому мы должны разобраться во всех этих вопросах. Или для активизации познавательной деятельности создаются проблемные ситуации на основе высказываний или фактов великих людей. Предлагаю учащимся прокомментировать высказывания: «Человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Гумбольт. Почему так считает ученый? «Умеренное употребление пищи – мать здоровья». М.В.Ломоносов. Верно ли это утверждение? Решение проблемных ситуаций помогает школьникам проявить оригинальность мышления, творчески подойти к решению задач. При создании проблемной ситуации важно направить учеников на объяснение противоречий между известными фактами, явлениями. Например, в 6 классе – при изучении передвижения минеральных веществ в растении возникает противоречие: сила тяжести направлена к поверхности земли, а многие растения вынуждены поднимать воду от корней на большую высоту. Или в 9 классе – почему, имея сходное строение, ткани различных людей оказываются несовместимыми? Ученик хорошо усвоит материал только в том случае, если ему интересно. В этом лучше всего помогают :
3. Игровые технологии обучения.
Учебный материал в игре усваивается непринужденно, а деятельность учеников носит творческий характер. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить само выразиться. В игре учащиеся чувствуют себя свободно, комфортно, охотно принимают правила игры. Активизируются даже те ученики,кто не проявлял интереса к уроку. Игры можно применять на любом этапе урока. Новое обычно увлекает учеников, поэтому при изучении нового материала необходимо настроить ребят на урок, заинтересовать их, чтобы они были не просто слушателями, а активными участниками учебного процесса. Например, при изучении темы: « Оплодотворение у цветковых растений. Образование и созревание семян и плодов», актуализацию знаний можно провести с помощью игры «Юные знатоки» Учитель предлагает ребятам ответить на вопросы, поступившие в редакцию телепередачи «Во саду ли, в огороде» Письмо 1. Уважаемая редакция! В прошлом году весна была холодная и дождливая, и, несмотря на буйное цветение яблонь и груш, их урожай осенью оказался очень низким. Почему это произошло?
Данное задание должно подвести учеников к понятию того, что в дождь насекомые не летали и не собирали нектар, оплодотворение цветков не произошло и, естественно хорошего урожая ждать бессмысленно.
Письмо 2. У моей бабушки на даче много цветов: и красных, и голубых, и розовых, и желтых. но те цветы, которые расцветают вечером, только белого цвета. Почему?
Данное задание подводит учеников к тому, что в темноте светлые лепестки цветов хорошо видны насекомым – опылителям, а другой цвет не заметен.
Часто при опросе домашнего задания многие ученики проявляют беспокойство, волнение, а кто то просто не настроился на урок, продолжает разговаривать, отвлекаться. В такой ситуации необходимо разрядить обстановку, внести успокоение и интерес в эту часть урока. Здесь можно использовать различные игровые моменты. Например игра « Заполни пробелы». Детям предлагается текст, в котором опущены отдельные слова. чаще всего биологические термины. Детям дается карточка и они вписывают эти слова в пустое окошко Клетка снаружи имеет плотную…….. Под….расположено живое бесцветное полужидкое вещество - ….,в которой находится округлое или овальное тельце - …. В цитоплазме расположены полости - …, заполненные…, и многочисленные мелкие тельца - …. Зеленые пластиды носят название…. Или Главные части цветка - … и …., тычинка состоит из… и…, в котором образуется…,в пестике различают широкую нижнюю часть…,узкий… и….
Такие задания – игры позволят с экономить время на уроке.
Очень нравятся ученикам игры типа «Третий лишний» или «Четвертый лишний». При изучении покрытосеменных растений можно использовать карточки с рисунками растений или гербарий. Определив лишнее растение, нужно назвать признак. Отсутствие которого и делает растение лишним. Признаки можно брать самые разные в зависимости от изучаемой темы. Например: Семейство Бобовые клевер луговой, донник белый, горох посевной, клевер ползучий, земляника лесная или Семейство Розоцветные рябина обыкновенная, липа мелколистна, земляника лесная, черемуха обыкновенная.
В качестве закрепления изученного материала можно использовать игру «Составь таблицу». На каждый стол выдается разрезанная на ячейки таблица. Задача учащихся: составить из ячеек таблицу. Победители получают бонусы.
Например: Растительные ткани
Тип тканей |
Где расположена |
Форма и размеры клеток |
Внутреннее строение |
Особенности жизнедеятельности |
Функции |
образовательная |
Верхушка корня, стебля. |
Округлые, мелкие. |
Крупные ядра, нет вакуолей. |
Постоянное деление. |
Рост корня и стебля. |
основная |
Мякоть листа, плодов. Середина корня, стебля Мягкие части цветка Главная масса коры |
Округлые, крупные и средние |
Хлоропласты. Ядро у стенки, крупные вакуоли. Хорошо развито межклеточное вещество |
Образуются органические вещества из неорганических Превращение и накопление веществ. |
Фотосинтез Запас питательных веществ |
Механическая |
Жилки листа Волокна стебля Косточка абрикоса Скорлупа грецкого ореха |
вытянутые |
Оболочка утолщена, одревесневела, цитоплазма часто отсутствует |
Мёртвые клетки |
Опора, Защита. |
Покровная |
Кожица листа, кора дерева. |
Мелкие и средние |
Плотно прилегают друг к другу |
Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает |
Защита. Связь с внешней средой |
Проводящая |
Жилки листа, в корне, стебле |
вытянутые |
Остались оболочки клеток, между ними есть отверстия |
Сосуды – мёртвые клетки Ситовидные трубки - живые |
Передвиже- ние веще |
При изучении нового материала можно использовать сюжетную игру
Урок – сказка по теме «Строение корня»
Учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу. «В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил был паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Семья была замечательная: все в этой семье были равны, все удалы и сильны, и выделить кого-то главного было нельзя. А в соседней деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на Мятлик и Одуванчик бурю – ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков память. Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство нам нужно справиться с заданиями.
Задание 1.
Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой системы?
Задание 2. Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды корней на схеме. (Ученикам даются карточки с заданиями)
Задание 3.
В конвертах лежит изображение корня. Чтобы корешки ожили нужно так собрать корешок, чтобы участки корня (зоны) совпали с выполняемыми функциями. Данные занесите в таблицу.
Зона корня Функция Особенности
«Спасибо, говорят нам корешки. Значит, мы справились со всеми заданиями и разрушили злобные чары. Опять, как и раньше корневые системы будут верой и правдой служить растениям. А пока мы боролись с колдовством, мы выяснили, как устроен и работает корень и корневая система».
Таким образом, в ходе игры была изучена новая тема, рассмотрены особенности строения корня и корневой системы, зоны корня и их функции. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями.
Использование такой технологии делает урок биологии наиболее интересным и продуктивным. А работу учителя увлекательной и творческой. Играя на уроке учитель получает настоящее удовольствие от общения с учениками. А ребята восторг от чувства победы и открытий.
© 2020, Воловченко Ирина Владимировна 834