СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. Компетенция – это:
А) Результаты, которые определяют эффективную работу, то есть те аспекты работы, в которых человек является сведущим.
Б) Знания, умения, навыки, модели поведения и личностные характерис-тики, при помощи которых достигаются желаемые результаты.
В) Система требований к работнику, определяющая возможность занять определённую должность, быть допущенным к определённой деятельности.
Г) Способность к осмыслению, анализу и использованию имеющихся теоретических знаний в процессе практического осуществления деятельности
2. Профессиональные компетенции служат для:
А) карьерного роста педагога
Б) написания учебных планов
В) определения профессиональной пригодности
Г) определения профессиональных требований к должности
3. Укажите вариант, где перечислены основные способы определения педагогических компетенций:
А) интервью по получению поведенческих примеров, создание определенных ситуаций, встречающихся в ежедневной практике, их экспертная оценка, определение поведенческого портрета сотрудника
Б) психологический анализ педагогической деятельности в аспектах обучения и воспитания
В) постоянный или периодического мониторинг результатов труда, профессиональный экзамен
Г) стандарты, закрепленные в должностной инструкции
4. Назовите основные группы педагогических компетенций:
А) коммуникативные, манипулятивные, взаимодополняющие
Б) эмпатийные, социорефлексивные, конструктивные
В) межличностные, общественные, внутригрупповые, межгрупповые
Г) социально-личностные, общенаучные, общепрофессиональные, организационно-управленческие
5. Универсальными педагогическими компетенциями являются:
А) Воздействие и оказание влияния, ориентация на достижение, командная работа и сотрудничество, аналитическое мышление, директивностъ/настойчивость, командное лидерство.
Б) Формирование и развитие личности обучающегося, вера в силы и воз-можности обучающихся, интерес к внутреннему миру обучающихся, открытость к принятию других позиций, точек зрения, эмоциональная устойчивость, умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, умение разработать образовательную программу.
В) Создание фундамента, соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам, совместное создание отношений, установление доверительных отношений с учеником, эффективная коммуникация, активное слушание, постановка «сильных» вопросов, фасилитация обучения и достижения результатов.
Г) Ориентация на результат, критическое мышление, влияние на учащихся, гибкость, инициативность, лидерство, поиск информации, концептуальное мышление.
6. Охарактеризуйте компетенцию «Вера в силы и возможности обучающихся».
А) Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности.
Б) Она отражает возможность творчески подходить к поставленной задаче в соответствии с потребностями каждого ученика, интуитивно улавливает момент и способен создать оригинальное решение.
В) Она отражает сопереживание, эмпатию. Способность открыться навстречу разным переживаниям ученика, понять и почувствовать – чем живет ученик. В том числе способность чувствовать вытесняемые, не признаваемые дру-гим человеком аспекты самого себя. Эмпатия предполагает некоторое «забывание о себе», это позволяет учителю «отдавать себя» ученику.
Г) Она предполагает, что педагог хорошо умеет планировать, распределять текущие дела во времени, внутренне дисциплинирован, у него порядок в бумагах, на рабочем месте, в классе. Данное личностное свойство предполагает, что педагог способен к самоконтролю. Он способен оперативно внести корректировку в способы достижения планируемого результата.
7. Компетенция «Открытость к принятию других позиций, точек зрения» является важной в деятельности педагога потому, что:
А) она отражает способность замечать «незаметное». За этой способностью интерес, любопытство к природе явлений и человека, внимательность, целостное восприятие, позволяющее заметить «неявное». Те «хвостики», на которые сам ученик не обращает внимание, но за ними может стоять важное содержание его психики.
Б) она отражает способность варьировать степень своей активности, энергии в зависимости от ситуации. Выражается в гибкости – все методы используются в соответствии с задачами и ситуациями.
В) она предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.
Г) она позволяет организовать преподавательскую деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока. Дает возможность конструктивно реагировать на ошибки и трудности, возни-кающие в процессе реализации педагогической деятельности.
8. Заполните пропуски: Педагогические компетенции в области личност-ных качеств – это … и ….
А) эмпатийность Б) социальный темперамент
В) социорефлексия Г) психомоторные свойства
9. Способность точно определить эмоциональное состояние другого чело-века на основе мимики, поступков, жестов, воспринимать внутренний мир другого человека, понимать его и относиться к нему бережно называется:
А) эмпатией Б) социорефлексией
В) перцептивностью Г) ролевой дифференциацией
10. Стремление к анализу и осмыслению своих действий, поступков, своих личностных качеств, учет представлений учащихся о том, как педагога воспринимают, умение видеть себя «глазами учеников»:
А) социальный темперамент Б) социорефлексия
В) перцептивность Г) сопереживание
11. Укажите основной путь развития профессиональных компетенций.
А) Организация взаимопомощи для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию учеников.
Б) Изучение нормативно-правовой базы, обеспечивающей работу школьной методической службы, внутренних локальных актов школы.
В) Создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого уче-ника в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Г) Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах, инновационная деятельность, участие в конкурсах профессионального мастерства, обобщение и распространение собственного опыта.
12. Развитие компетенции «Умение принимать решения в педагогических ситуациях» можно оценить по следующим параметрам:
А) Учитель поощряет высказывания, выслушивает и учитывает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения. Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни. Умеет аргументировать предлагаемые им решения, пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов.
Б) Учитель умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог. Умеет разрешать конфликты оптимальным способом, насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями. Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий.
В) Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать. Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности. Изла-гает материал в доступной форме, в соответствии с дидактическими принципами. Умеет организовать обучающихся для достижения заплани-рованных результатов или поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи.
Г) Учитель умеет управлять классом, организовывает работу каждого ребен-ка, создает рабочий настрой и деловую обстановку. Все это повышает интерес, внимание, учебно-познавательную активность учеников. Находит подход к отдельным ученикам с учетом их индивидуальных способностей, помогает положительно проявить себя.
13. Развитие компетенции «Умение реализовать педагогическое оценивание» можно оценить по следующим параметрам:
А) Учитель умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету. Отмечает даже самый маленький успех. Демонстрирует успехи обучаю-щихся родителям. Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам. Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали успех.
Б) Учитель умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету. Умеет ставить и корректировать цели урока в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся. Знает и учитывает уровень развития обучающихся при постановке целей и задач урока.
В) Учитель, сделав ошибку, признает это перед своими учениками. Четко выражает свое мнение о том, как следует и как не следует поступать. Анализирует, фокусирует свое внимание на поведении, а не на личностях, чтобы честно дать обратную связь, не вызвав обид и не создав впечатления личных нападок. Всегда говорит правду и выполняет свои обещания.
Г) Учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании. Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки. Применяет различные методы оценивания обучающихся. Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности.
14. Какой этап НЕ включает в себя наставничество как способ развития педагогических компетенций?
А) Адаптационный. В этот период педагог-наставник определяет ряд обязанностей, полномочий учителя. Также для себя он отмечает недостатки в имеющихся умениях и навыках для составления конкретной программы адаптации.
Б) Основной. В этот период наставник реализует программу адаптации коллеги, проводит работу по коррекции умений и навыков. Здесь же наставник помогает подшефному составить собственную программу профессионального роста.
В) Контрольно-оценочный. На этом этапе наставник может проверить уровень профессиональных компетенций учителя, определяет его готовность к выполнению своих обязанностей.
Г) Рефлексивный. На этом этапе педагог-наставник обсуждает с коллегой результаты, достигнутые ими в совместной работе, выслушивает критику, даёт полезные советы.
15. Педагог, обладающий необходимыми профессиональными компетенциями – это:
А) Грамотный, хорошо подготовленный теоретически специалист в предметной области, способный применять современные методы диагностирования достижений учащихся; способный к сотрудничеству и диалогу как с коллегами, так и с родителями; творческая личность, обладающая исследовательским мышлением и умением организовывать исследовательскую деятельность учащихся; наставник, способный выделять склонности учащихся, подбирать соответствующий учебный материал и мотивировать их, включая в разные виды деятельности.
Б) Инициативный, креативный человек, болеет за дело и общие достижения учащихся, достаточно амбициозный, чтобы хотеть значительного признания, активный и способный за это признание бороться, готов часто быть на виду, проявлять себя.
В) Умеющий мотивировать к получению знаний, воспринимающий окружающий мир как набор возможностей для достижения целей учащимися, обладающий превосходством в мышлении.
Г) Любознательный, хочет больше знать о предмете, людях и разных проблемах учащихся, обладает интересом к вещам, выходящим за рамки повседневных рабочих обязанностей, может «раскопать» информацию или добиться точных сведений, прояснить спорные моменты путем постановки ряда конкретных вопросов; способен выявлять закономерности или неочевидные связи между ситуациями и выделять ключевые моменты в сложных ситуациях, обладает способностями к индукции, логическому мышлению и творческому мышлению, умеет взглянуть на вещи по-новому пли сложить разные компоненты в одно целое так, чтобы внезапно прояснился их смысл.
© 2018, Захарова Светлана Петровна 2547