СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с воспитанниками в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.
Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.
Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.
Демократический стиль общения. Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию к занятиям. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.
Авторитарный стиль общения. Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.
Либеральный стиль общения. Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.
Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристики. Так, например, люди самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.
Обязательными деловыми качествами преподавателя физического воспитания должны быть: умение обучать движениям и воспитывать физические качества, умение организовывать коллектив занимающихся и находить важный подход к воспитанникам, умение наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным.
На мой взгляд, главными факторами эффективного педагогического общения на занятиях физической культуры являются качества личности педагога: -нравственные, коммуникативные и интеллектуальные.
Среди педагогического коллектива инструктор по физической культуре является наиболее подходящим лицом за состоянием здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей. Он является генератором идей, направленных на подъем эффективности в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в учебно-воспитательном процессе и внеурочных занятиях физическими упражнениями. Воспитание интереса воспитанников к занятиям физической культурой является важнейшей составляющей оптимизации процесса физического воспитания в дошкольном учреждении. Ведь задача педагога: точно и доступно объяснить воспитанникам смысл и содержание занятий; в задачу вкладывать личный интерес ребенка и давать ему возможность почувствовать результаты его деятельности; доказывать одновременно до сознания детей необходимость длительно и упорно работать для достижения результатов.
На занятиях физической культурой должно быть внимание к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные качества и способности, а самое важное - учет состояния здоровья.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению
Можно выделить 3 аспекта психологической безопасности на занятиях физкультуры:
- Аспект психологической безопасности детей перед занятием физкультуры включает такие параметры, как поведение и взаимодействие детей в раздевалке, в спортивном зале или на площадке до начало занятий.
- Аспект психологической безопасности детей во время занятий физкультуры включает ситуацию урока, в которой происходит взаимодействие воспитанников между собой и с инструктором посредством выполнения команд и решения воспитанниками поставленных задач. При этом детям становятся доступными спортивные снаряды, которые могут использоваться не по назначению (мячи, палки, обручи, скакалки).
- Аспект психологической безопасности детей после занятия физкультуры включает в себя переживание детьми событий, происходящих на занятиях, поведение и взаимодействие детей в раздевалке.
Среди самых распространённых ошибок инструкторов по физкультуре можно выделить:
Таким образом, занятие по физической культуре в дошкольном учреждении является достаточно сложным учебно-воспитательным процессом, который имеет множество различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание, и поэтому, что бы не было конфликтных ситуаций и занятия проходили благополучно, с развитием дошкольников, без потери здоровья, а наоборот приобретением его, повышением у них интереса к физической культуре и спорту, нужно много сил приложить инструктору по физической культуре.
© 2020, Бугакова Ольга Ивановна 811