СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять.
Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к итоговой аттестации, подходы к организации процесса взаимодействия с учениками.
Особенностью работы по подготовке к экзамену в воспитательной колонии является разноуровневая подготовленность по предмету учащихся, различные подходы в изучении предмета на предыдущих местах обучения.
Опыт показывает, что к 9 классу, а тем более к 11, программный материал по орфографии требует актуализации. Учащиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными, по сравнению с 5-7 классами, навыками правописания в связи с расширением лексики и ростом языковой культуры.
В своей деятельности особое внимание уделяю формированию орфографических, пунктуационных навыков. Постоянно на уроках выявляю пробелы учащихся, систематизирую в таблицах правила, разрабатываю алгоритмы использования их при написании. Таблицы записываются в тетрадях, ребята пользуются ими на каждом уроке. Такая работа позволяет изучать язык в системе, учиться работать с дополнительными пособиями, быстро повторить изученный материал, что немаловажно при подготовке к экзамену.
Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая работа – выделение орфограмм.
Также применяю различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на понимание текста. Это позволяет школьникам быстро ориентироваться на выпускных экзаменах.
На каждом уроке учу пользоваться правильно орфографическими и толковыми словарями.
Довольно сложные части экзамена по русскому языку – сжатое изложение и сочинение – рассуждение.
В кабинете на стенде размещены различные памятки: «Как писать сжатое изложение», «Способы сжатия текста», «Критерии оценивания изложения», «Критерии оценивания сочинения», «Выразительные средства». Ребята в течение года могут прочитать материалы по этим темам.
В 9-11 классах знакомимся с критериями оценивания сжатого изложения. Выясняем, что нельзя удалять из текста. У учащихся имеется алгоритм работы над изложением. При написании текста обращаю внимание учащихся на традиционные ошибки:
· повторение одних и тех же слов;
· неправильное употребление личных местоимений;
· важно следить за правильной передачей прямой речи;
· не писать от первого лица.
Стараюсь чаще проводить сжатые изложения. Предлагаю ученикам написать только на черновиках. Но даю установку, главное – изложить, применяя алгоритм и выполнить проверку всех видов ошибок с обязательным применением орфографического словаря. Считаю, что важно приучить ребят пользоваться словарями. И постепенно ученики привыкают даже на рабочих уроках пользоваться словарём, тем самым повышается орфографическая грамотность, развивается и улучшается память.
Обращаю внимание на то, что после окончания работы нужно несколько раз проверить готовый текст. Несколько раз – это как минимум три. Первая проверка должна показать, насколько верно и полно передано содержание текста. Всё ли учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные мелочи? Оформлен ли логичный и плавный переход от части к части? Иными словами, проверяется текст как таковой. Вторая проверка касается языка. Упомянутые выше личные местоимения и косвенная речь, строй предложений, наличие абзацев. «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» – это один из критериев оценки изложения на итоговой аттестации. Третья проверка выявляет орфографические и пунктуационные ошибки. Такая трехступенчатая проверка хороша в любой работе: изложение ли, сочинение – любой авторский текст должен проверяться таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и избегать всевозможных ошибок.
Оптимальной формой работы при подготовке учащихся к итоговой аттестации является работа с текстом. Использование текста в качестве основной единицы урока, во-первых, углубляет, расширяет и систематизирует знания учащихся о языке как системе, во-вторых, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья, лежащего в основе развития речи, в основе понимания того, что такое языковая система. Такая работа с текстом с использованием элементов комплексного анализа становится обязательной на уроках русского языка.
Стараюсь выбирать тексты, по которым можно поразмышлять, которые можно обсудить и в дальнейшем использовать при написании творческого задания.
Хорошо, когда в выпускных классах литературу ведёт один учитель. Это помогает в подготовке к экзамену. При изучении произведений русской классики на уроках литературы мы обязательно в каждом определяем проблематику и рассуждаем, как то или иное произведение можно использовать в качестве аргумента в творческом задании. Проблематику определяем не только в прозаических произведениях, но и в лирических.
Используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний, ребята волнуются, но не боятся, потому что чётко понимают, какая работа предстоит.
© 2024, Калинина Светлана Геннадьевна 56