СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Положительные и отрицательные стороны клипового мышления учащихся
Как у всего нового, что возникает в обществе, так и у клипового мышления есть свои положительные и отрицательные стороны. Одни из них лежат на поверхности, другие, на первый взгляд, не заметны и порой напрямую не связаны с клиповым мышлением. Положительные и отрицательные стороны этого явления разнообразны, поэтому важно разобраться в них подробно.
Для этого:
1. Нужно признать, что на ребенка сегодня действует большой поток информации.
2. Ученик не может не реагировать на воздействие этой информации.
3. Сложилось так, что учащимся просмотреть 10 изображений с текстом в одно предложение интереснее, чем прочитать 10 полных текстов.
На основании этого можно говорить о том, что у современного ученика происходит переход от понятийного мышления к клиповому мышлению.
Понятийное мышление – это вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением представляет собой более поздний этап развития мышления, как в истории человечества, так и в процессе развития конкретного человека. Понятийное мышление не является врожденным и не развивается само по себе, оно развивается в школьном возрасте. Освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует умственные способности и полезно детям для общего интеллектуального развития. Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых можно выделить следующие: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, систематизация и классификация. Другими важными мыслительными операциями, обязательными для понятийного мышления, являются: причина и следствие, цели и средства, тезис - обоснование - вывод.
Чем более развито у ребенка понятийное мышление, тем в большей степени он является успешным человеком, тем успешнее он справится с жизненными задачами.
Клиповое мышление отличается от понятийного мышления скоростью переработки информации. Этот новый тип мышления дает возможность мгновенно находить выходы в различных ситуациях и быстро принимать правильное решение. Так, в современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление обеспечивает защиту человека от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, быстро реагировать на новую информацию, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Это является, несомненно, положительной стороной клипового мышления.
В тоже время клиповое мышление отличается от понятийного мышления широкой направленностью, оно не дает огромному многообразию факторов соединиться в единое целое.
Весьма точное обобщение отрицательной стороны клипового мышления дают специалисты на основании исследований. Исследования показывают, что клиповое мышление приводит к:
массовому синдрому расстройства внимания и гиперактивности;
потере желания познавать и создавать новое;
уничтожению потребности и способности к творчеству, чему способствует постоянное использование вторичной информации на уровне ее переработки и комбинирования;
несоответствию образа мыслей образу жизни;
оперированию только содержанием фиксированной длины.
Психологи, изучая детей с клиповым мышлением, описывают такие нарушения внимания как:
неспособность сохранять внимание на уроке;
снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете;
частые забывания того, что нужно сделать;
повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость: ученики суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое;
наблюдается большое снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Вот что пишет Лысиченкова Светлана Алексеевна, психолог, изучающий и исследующий современных школьников: «Особенностью современных школьников является обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Если дети прошлых лет ощущали определенный информационный голод, то сегодня подростки имеют доступ к небывало широкому объему информации. Современные школьники умеют хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве. Сегодня подростки все больше времени проводят у экранов ТВ и компьютеров. С пеленок окруженные электроникой, школьники прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других. Отношение к использованию новых информационных технологий носит у подростков прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация воспринимается ими как ничья, они не смотрят авторов найденной информации. Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании школьников. Для современного школьника является характерным стремление к реальной самостоятельности, которая представляется ему как свобода, к самопознанию, желание занять благоприятное положение в школьном коллективе, закрепить свои позиции в детской субкультуре».
У детей, получающих постоянно информацию в виде кратких фрагментов, снижается критичность мышления. Это тоже отрицательная сторона клипового мышления. Не хватает времени и усидчивости, терпения, чтобы как следует разобраться в том или ином учебном материале. Просто впитать то, что дают в форме картинки или образа проще, поэтому сознанием современных школьников очень просто управлять — достаточно лишь быстро менять темы и картинки.
Отрицательное влияние оказывает клиповое мышление и на отношение к самому себе и другим людям. Школьники предыдущих поколений вели дневники, уделяя себе время, писали длинные и содержательные письма, комментарии к различным событиям, на уроках литературы писали сочинения. Сейчас наши ученики просто ставят лайки или решают тесты с готовыми ответами. Сейчас важна не суть, не новизна или глубина, а чтобы текста было поменьше, а картинок побольше. Можно сказать, что девиз клипового мышления в этом смысле такой: «От содержания — к форме», что также не является его положительной стороной.
Еще одним важным минусом клипового мышления становится снижение у детей чувствительности к чужим проблемам и переживаниям. Постоянно воспринимаемые короткометражные истории с интернет-порталов, телевизоров и других источников, несущие часто негативную информацию постепенно формируют жестокость, черствость, равнодушие к чужому горю, к чужим проблемам, и ребенок с неокрепшей еще психикой теряет сочувствие. Клиповое мышление характеризуется кратковременной реакцией без каких-либо действий.
Педагоги, психологи и другие специалисты в настоящее время постоянно ведут дискуссии на тему: клиповое мышление: прогресс или деградация?
В популярной психологии первого десятилетия XXI века все чаще стало высказываться мнение о том, что клиповое сознание ведет не к деградации личности и дефициту внимания, а способствует благополучной адаптации в информационном обществе. Приверженцы такого взгляда на клиповое мышление утверждают, что в условиях динамичного информационного обмена необходимо перерабатывать огромные массивы самых разнообразных сообщений, и человеку, обладающему понятийным мышлением, такая задача оказывается не по силам.
Но большинство специалистов в области педагогики и психологии сходятся на мысли, что клиповое мышление в том его виде, как оно сложилось и используется сейчас, в силах уничтожить теоретическое мышление и классическое образование.
Литература.
1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. М., 2009.
2. Гураль С.К. Язык и мышление. Феномен «сложного» мышления. Язык и культура. - 2008.
3. Лысиченкова С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию. Молодой ученый. — 2012.
© 2017, Рохманова Наталья Анатольевна 1251