СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочная разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОУРОЧНАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

5 КЛАСС

Сервировка стола к завтраку

Цели урока:

Воспитательная: воспитание внимательности и аккуратности в работе

Развивающая: развития навыков работы с кухонным инвентарём

Обучающая: ознакомить учащихся с правилами сервировки сто­ла к завтраку и рассказать о культуре поведения за столом; сфор­мировать навыки по сервировке стола к завтраку, правилам этикета за столом.

Основные понятия: сервировка, предварительная и испол­нительная (по меню) сервировка, салфетки

Оборудование:

доска, маркер; рабочая тетрадь, плакаты, набор столо­вой посуды, скатерть, салфетки, инструкционные карты.

 

Ход урока.

1. Оргмомент.

   Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

2. Проверка домашнего задания  

              Актуализация знаний учащихся

Беседа по вопросам:

  1. Какие виды бутербродов вы знаете? В чем их различие?
  2. Из каких продуктов приготовляют бутерброды?
  3. Какие требования предъявляют к качеству готовых бутер­бродов?
  4. Расскажите последовательность приготовления бутербро­дов «канапе».
  5. Какие виды горячих напитков вы знаете?
  6. Какими свойствами обладает чай?
  7. Какие сорта чая выращивают? Чем они отличаются?
  8. Как правильно заварить чай?
  9. В каком виде продается кофе?

10. В каких условиях хранят кофе и чай?

3.Теоретическая часть

Изучение нового материала. (Слово учителя)

 На прошлых уроках вы научились готовить блюда, которые можно употреблять на завтрак. Сегодня мы будем учиться пра­вильно сервировать стол к завтраку.

Сервировка - это подготовка и оформление стола для прие­ма пищи.

Основная цель сервировки - создать удобство пользования приборами.

При сервировке стола применяют предварительную и испол­нительную (по меню) сервировку.

Предварительной сервировкой называют подготовку стола к завтраку, обеду, ужину. Набор предметов для этой сервировки ми­нимален и зависит от ассортимента блюд.

Обычно завтрак состоит из какого-нибудь горячего напитка (чая, молока, кофе, какао и т. д.) и горячего блюда (каши, омлета, яичницы), а также меда, джема, повидла, варенья, масла, колбасы, сыра, вареного яйца, соков, хлеба, булочек, бутербродов.

Стол рекомендуется застелить цветной скатертью. Все на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно. На столе не должно быть лишних предметов. На скатерть кладут льняные или хлопчатобумажные салфетки. На салфетку ставят закусочную та­релку. Справа и слева от закусочной тарелки размещают закусоч­ные приборы. Вилку располагают слева от тарелки зубцами вверх, нож - справа лезвием к тарелке, чайную ложку можно положить справа у ножа или перед тарелкой.

Справа перед кончиком ножа ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, причем ручка ее должна быть повернута к пра­вому плечу сидящего.

Сваренное яйцо подают в специальной посуде и ставят спра­ва от закусочной тарелки или на нее. Общее блюдо с гастрономи­ческими продуктами - в центре стола вместе с прибором для рас­кладывания, каждый берет что хочет из общего блюда и кладет себе на тарелку.

На стол необходимо поставить масленку и положить нож, ко­торым каждый отрезает кусочек масла, кладет себе на тарелку, а затем намазывает на хлеб своим ножом, лежащим справа от тарел­ки. Сахарницу и вазочку с медом ставят на середину вместе с ложечками для раскладывания. Чай и кофе подают без сахара: каж­дый добавляет его по вкусу.

Салфетки - обязательный предмет сервировки стола. Они должны быть всегда чистыми и накрахмаленными. Салфетки необ­ходимо уметь складывать.

За столом надо уметь себя правильно вести - это правила этикета, то есть строгий порядок поведения, правильное пользова­ние столовыми приборами и правильный прием пищи. Этикет - слово французское, различают дворцовый этикет, дипломатиче­ский этикет и столовый этикет.

За столом сидеть надо прямо, но не напряженно, а слегка опираясь на спинку стула. Стул не следует придвигать близко к столу, но нельзя и отодвигать от него слишком далеко. В ожидании пищи руки необходимо держать на коленях. Во время еды можно слегка опираться предплечьем на стол, но нельзя ставить на него локти.

Салфетка предназначена для индивидуального пользования, ее в развернутом виде кладут на колени, чтобы предохранить оде­жду от случайного попадания пищи. Вытирать губы полотняной салфеткой за столом не положено, можно лишь приложить салфет­ку к губам до и после питья, после каждого блюда, однако лучше для этой цели использовать бумажные салфетки.

По окончании еды салфеткой слегка касаются губ и кладут справа от тарелки.

Приступают к еде тогда, когда начинают есть хозяйка или хозяин. Однако если за столом много гостей, то этикет позволяет начинать есть, когда блюда будут поданы нескольким гостям. Обычно кушанье из общего блюда берут, пользуясь вилкой, лож­кой, лопаточкой или щипцами, но некоторые продукты берут ру­ками. Это хлеб, печенье, фрукты и цитрусовые - их не нужно де­лить ножом, они не пачкают рук. и вы касаетесь только одного куска, который затем кладете себе на тарелку. Жевать пищу следу­ет бесшумно, не торопясь. Не следует наполнять рот большим ко­личеством пищи. Если необходимо взять фужер или хлеб, вилку и нож кладут на тарелку крест-накрест: вилку выпуклой частью вверх, нож острием влево.

Если на столе находится праздничный прибор из пяти или шести предметов, сначала используют прибор, находящийся даль­ше от тарелки, затем - следующий за ним и так далее.

По окончании еды тарелку не отодвигают от себя, на нее кладут приборы параллельно друг другу ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.

Во время еды пользуются вилкой и ножом, нож держат в правой руке, а вилку - в левой. Если едят только вилкой, то ее бе­рут в правую руку. Не берут нож, вилку, ложку близко к основа­нию, нельзя есть ложкой, то, что положено есть вилкой. Брать на вилку надо столько, чтобы с нее не падало. Если едят вилкой и но­жом, то ножом подправляют пищу, которую берут вилкой. Этикет надо соблюдать не только в гостях, но и дома, за семейным столом.

2. Сообщение учащихся.

А почему нельзя?

Например, почему нельзя есть с ножа? Почему не полагается держать вилку стоймя, когда режешь мясо? Почему котлеты и рыбу никогда не режут ножом?

Так как мне хочется, чтобы и ты, и каждая девочка, и, конеч­но, каждый мальчик знали, как вести себя во время обеда, ужина и завтрака, я расскажу сейчас о простейших правилах, которые нуж­но соблюдать за столом.

Каждому поставь мелкую тарелку.

Слева от нее положи вилку, справа - ложку и нож. Ложки и вилки должны лежать вогнутой стороной кверху.

На середину стола поставь хлебницу с ломтиками хлеба.

Не забудь про солонку с солью, про баночку горчицы и про перечницу с перцем!

Хорошо, если летом на столе будет кувшин холодной кипя­ченой воды. Тогда возле каждой тарелки непременно пусть стоят стаканы.

Около маминой тарелки положи большую разливательную ложку, которой она всем нальет суп. Возле нее - стопку глубоких суповых тарелок.

Поставь на обеденный стол небольшой букетик. Даже самый будничный обед становится праздничным, когда на столе цветы.

А как вести себя за столом во время еды?

Правило первое.

Сидеть за столом надо прямо.

А не так, как иной раз сидят некоторые ребята. Они облока­чиваются на стол, качаются на стульях, балуются со скатертью и вот что от этого бывает: стул падает, скатерть стянута со стола, на пол летит посуда, из тарелок льется суп.

Правило второе.

Никогда не бери нож в рот. Легко можно порезать язык и гу­бы. На этом разумном соображении основано правило: не есть с ножа.

Ножом только режут!

Правило третье.

Очень некрасиво ковырять вилкой в зубах, особенно за сто­лом.

Если пища застряла в зубах, лучше всего после обеда пропо­лоскать рот водой.

А вилка - чтобы есть!

Правило четвертое.

Котлеты, тефтели, рыбу, вареные овощи никогда ножом не режут. В этом нет надобности. Едят их, отделяя вилкой небольшие кусочки, при этом вилку обязательно держат в правой руке.

Правило пятое.

А если надо резать какое-нибудь кушанье, тогда вилка долж­на быть в левой руке, а нож в правой. Ведь правой рукой удобнее резать.

Правило шестое.

Разрезая, какое-нибудь кушанье, держи вилку вот так

 

Если ты будешь держать вилку неправильно, то есть перпен­дикулярно к тарелке, она может скользнуть по гладкой поверхно­сти тарелки и разбросать всю еду по столу.

Правило седьмое.

Когда ты закончила есть, вилку, нож, ложку клади не на стол, а на свою тарелку.

Правило восьмое.

Твердо помни: своей вилкой, ложкой, ножом, а тем более ру­ками нельзя брать кушанье из общих тарелок, мисок, ваз, блюд.

Когда накрываешь стол, обязательно положи специальную ложку, вилку или нож для общего блюда, которое стоит в центре стола.

Правило девятое.

Когда ешь, не чавкай, не шлепай губами, не брызгай ложкой, не хлебай суп так, чтобы все сидящие за столом слышали.

Есть надо спокойно, не торопясь, пережевывая пищу, без­звучно глотая суп и, если осталось его немного, не наклонять та­релки ни к себе, ни от себя, чтобы не пролить ни на скатерть, ни к себе на колени.

4. Практическая работа. (Закрепление изученного мате­риала.)

Учащиеся выполняют практическую работу «Сервировка стола к завтраку», учатся расставлять приборы, необходимые к зав­траку, красиво складывать салфетки

Учитель, контролируя работу учащихся, проводит текущий инструктаж, показывает способы складывания салфеток.

5. Анализ и оценка урока.

Анализируя урок, учитель проводит беседу:

  1. Что узнали нового на уроке?
  2. Что научились делать на уроке?

Учитель анализирует допущенные учащимися ошибки, дела­ет необходимые замечания, оценивает практическую работу уча­щихся и устные ответы.

Домашнее задание: повторить конспект урока, потренироваться складывать салфетки разными способами

 

23.01.2015 20:19


Рекомендуем курсы ПК и ПП