СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы сохранения хакасского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

The problems of language conservation of the Khakas people, Khakas traditional holidays. The traditions and customs of the khakas people.

Хакасия – это край с удивительной природой: от бескрайних степных далей до неповторимой красоты тайги и гор. Это также страна озер: соленых и пресных, вода многих из которых целебна. Нет предела красоте хакасской имеет и богатую историю. Живя в таком прекрасном крае, никогда не задумываешься о том, какие уникальные у него обычаи, язык и традиции, лишь становясь старше, приходит осознание того, какой уникальностью и самобытностью обладает он. Но глядя на современных хакасов, понимаешь, что теряется вся уникальность, так как не происходит передачи языка, обычаев и традиций из поколения в поколение. Поэтому хочу немного рассказать о традициях, обычаях и языке своего народа.

Общая численность хакасов в Российской Федерации 78,5 тыс. человек (62, 9 тыс. в Хакасии, 2,3 тыс. в Туве, 5,2 тыс.в Красноярском крае). Хакасский язык относится к уйгуро-огузской подгруппе тюркских языков.[2, с. 57]

Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. [1, с. 21]. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы. Значительное место в хозяйстве Хакасов занимала охота. По представлению хакасов таежные звери считались скотом «горных хозяев» или на хакасском «Таг ээзi». Охотники обязательно по вечерам играли на хомысе( музыкальный инструмент) и рассказывали байки. Горные хозяева любили слушать музыку и за представленное удовольствие посылали им добычу. В тайге нельзя было сильно радоваться удаче, жаловаться на свою участь, называть вещи своими именами. [1, с. 27-28]

Основной пищей Хакасов служили зимой мясные, летом - молочные блюда. Распространены супы (угре) и бульоны (мун) с отварным мясом. Наиболее популярными были крупяной суп (чарба угре) и ячменный (кoче угре). Праздничным блюдом считается кровяная колбаса (хан-сoл). Основным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку (айран арагазы). [1, с. 102]

Годовой цикл был отмечен рядом праздников. Перечислю основные из них: весной после окончания посевных работ отмечали Урен Хурты - праздник убиения зернового червя. Он посвящался благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно. В начале июня после перекочёвки на летник устраивали Тун Пайрам - праздник первого айрана. В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зелёном корму и появлялось первое молоко. На праздниках устраивались спортивные состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, борьба. В марте отмечали Чыл Пазы – новый год. В этот праздник хакасы завязывали три ленточки синего, белого и красного цвета к березе и загадывали желания, также устраивались спортивные игры. [2, с. 65]

Наиболее распространённым и почитаемым жанром фольклора является героический эпос (алыптыг нымах). Он насчитывает до 10-15 тыс. строк, исполняется низким горловым пением (хай) под аккомпанемент музыкальных инструментов. В центре героических сказаний находятся образы богатырей-алыпов, мифологические представления о делении вселенной на три мира с обитающими там божествами, о духах-хозяевах местностей и природных явлений (ээзи). Сказители пользовались большим уважением, их приглашали в гости в разные концы Хакасии. Вера в силу магического воздействия слова выражена у хакасов в канонизированных формах благопожеланий (алгыс) и проклятий (хааргыс). Благопожелания имел право произносить только зрелый человек, старше 40 лет, в противном случае каждое его слово примет обратный смысл.

Развит шаманизм. Шаманы (хамы) занимаются лечением и возглавляют общественные моления - тайых. На территории Хакасии насчитывается около 200 родовых культовых мест, где совершались жертвоприношения (белого барашка с чёрной головой) верховному духу неба, духам гор, рек. Они обозначались каменной стелой, алтарём или насыпанной каменной грудой (обаа), рядом с которыми устанавливали берёзки и привязывали красно-бело-синие ленточки-чалама. Как национальная святыня хакасами почитается Борус - пятиглавая вершина на Западных Саянах. Поклоняются также домашнему очагу, семейным фетишам (тёс`ям).

Если основные обычаи и традиции пока еще соблюдаются, то в настоящее время остро стоит проблема сохранения хакасского языка.

Это связано с малой численностью хакасов. В самой Хакасии хакасов намного меньше, чем русского населения. Конечно, никакие законы не могут заставить людей большей нации использовать язык малой, но это не значит, что хакасский язык должен теряться.

Перечислю основные проблемы, присущие хакасскому языку в разных сферах:

Если взять сферу образования, то здесь демографическая проблема стала настоящей бедой. Раньше все дети хакасской национальности в обязательном порядке должны были изучать родной язык, а сегодня это правило отменено. Причина в том, что не хватает детей, для того чтобы сформировать класс. Это означает, что через несколько лет преподавание хакасского языка будет бессмысленным, потому как сформировать класс-комплекты будет невозможно, нет смысла печатать учебную и методическую литературу, готовить педагогические кадры.

В сфере массовой информации каждый год сокращаются часы вещания на хакасском языке, до 20 минут в сутки.

В сфере культуры: Хакасский национальный театр почти не гастролирует по районам, так как им выделяют недостаточно средств для этого. В республике очень мало клубов и художественных коллективов, в которых задействован хакасский язык.

Но одна из основных проблем состоит в том, что хакасы сами не стремятся сохранить свой язык, у молодежи нет стремления его выучить, у старшего поколения передать его, а если теряется язык, то теряются и традиции, обычаи, без знания всего этого теряется история народа, а впоследствии и сама нация.

Без государственной поддержки хакасский язык может оказаться в разряде "мёртвых языков".

Но, проблему можно решить, если власти республики процессу сохранения и развития хакасского языка придадут статус государственной целевой программы на несколько лет вперед.

Список литературы

  1. В.Я. Бутанаев «Традиционная культура и быт хакасов» Абакан, 1996.
  2. «Хакасия» М. Строганов М., 2007.
Категория: Прочее
01.02.2017 17:16


Рекомендуем курсы ПК и ПП