СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Любые изменения, происходящие в стране, бесспорно, затрагивают и образовательный процесс. Модернизируются не только рабочие программы, учебники, технологии, методы и приемы, серьезно изменяются подходы и отношение к образованию у студентов, родителей, общества в целом. Становятся иными приоритетные цели образования. Задача педагога не только обеспечить грамотное преподавание дисциплин, но и подготовить нового гражданина к самостоятельной жизни. Введение профессиональных стандартов в образовательный процесс требует от педагога постоянного профессионального роста. Как же добиться успехов в своей работе? Курсы повышения квалификации, переподготовка, взаимопосещение уроков, семинары, практикумы – важные составляющие развития преподавателя. Тем не менее, практика показывает, что наиболее мотивированным способом наращивания профессионального потенциала преподавателя является самообразование.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Познавательная деятельность преподавателя осуществляется в соответствии с потребностями, возникающими на основе противоречий, планируется, управляется и контролируется самим человеком.
Педагогу необходимо в течение всей своей практики углубленно заниматься совершенствованием не только профессиональных, но и личностных качеств, как того требуют вызовы общества, образовательные потребности студентов и, наконец, конкуренция. Таким образом, самообразование преподавателя должно находиться в определенной системе с применением различных технологий, форм, методов и приемов, источников информации. Самообразование реализуется как одна из наиболее ярких потребностей личности в интеллектуальной сфере занятости в различных видах неформального и информального образования.
При рассмотрении задач и содержания работы по самообразованию надо брать за основу структуру методической компетентности преподавателей, предложенную М.М. Заболотной – зам. директора института по ОМП ПО в статье «Методическая компетентность как составляющая профессионализма преподавателей».
Существуют общепринятые направления самообразования:
- профессиональное (преподаваемая дисциплина, профессиональный модуль);
- психолого-педагогическое (ориентированное на студентов, родителей, работодателей);
- психологическое (имидж, ораторское искусство, лидерские качества и др.);
- методическое (использование инновационных педагогических технологий, интерактивных форм, методов и приемов обучения);
- историческое (влияние истории на современность);
- политическое;
- информационно-компьютерные технологии (умение находить нужную информацию, перерабатывать, анализировать и обобщать).
Все направления самообразования можно разделить на индивидуальные и коллективные педагогические формы завершенных способов осуществления поэтапного самообразования.
Личностная (индивидуальная) самообразовательная деятельность – это педагогическая категория, выделяющая механизмы самоопределения преподавателя, предполагающая его профессиональный рост.
Каждому педагогу необходимо выстроить программу индивидуального самообразования, выбрать этапы и способы собственного развития, для чего рекомендуется придерживаться предлагаемой инструкции:
1) обозначить круг педагогических проблем, решение которых станет необходимым для качественного преобразования профессиональной деятельности;
2) выбрать индивидуальный маршрут изменения педагогической практики;
3) знакомиться с педагогической литературой по выбранным проблемам;
4) развить компетенции, направленные на решение социально-значимых образовательных задач;
5) определить критерии продуктивности индивидуально-личностной деятельности;
6) реализовать продукт индивидуальной деятельности в собственной педагогической практике.
Системность процесса личностного самообразования можно расценивать как способ повышения квалификации преподавателя. Но нельзя забывать, что индивидуально-личностное самообразование будет наиболее продуктивным только при наличии самообразования коллективного.
Коллективная самообразовательная деятельность – это направленный процесс суммарной интеграции личностного самообразования, ориентированный на решение социально-значимых образовательных задач. Можно выделить следующие формы коллективной самообразовательной деятельности педагогов.
1. Творческая лаборатория индивидуального и коллективного самообразования организуется для решения актуальных педагогических проблем, например, проведения диагностики профессиональной компетентности педагога с целью определения и преодоления проблемных зон профессиональной деятельности, определения факторов оптимизации педагогической деятельности педагога, преодоления коммуникативного барьера между преподавателем и студентом и др. Предполагается, что содержание деятельности творческой лаборатории проходит через три основных этапа:
на подготовительном этапе происходит теоретическая подготовка членов творческой лаборатории, то есть изучается научно-методическая литература, анализируются материалы передового педагогического опыта, лучших практик по выбранной проблеме как описанных в различных источниках информации, так и наработанных в собственном коллективе;
на основном этапе определяются оптимальные пути решения конкретной проблемы, создается модель решения поставленной проблемы на основе изученного опыта
заключительный этап состоит в коллективной подготовке рекомендаций по практическому использованию разработанной модели.
Можно выделить направления работы творческих лабораторий, куда включаются технологии педагогической деятельности, работа по формированию компетенции преподавателя, вопросы возрастной психологии, разработка методической оснащенности программы или ее раздела, создание учебных пособий, методических рекомендаций и т.п.
2. Творческая группа преподавателей-предметников, объединенных решением конкретной педагогической задачи. В ходе деятельности творческой группы разрабатываются рекомендации по преодолению проблемных зон в теоретических знаниях преподавателя, например, навыков составления проекта урока-эссе, проведения самоанализа урока, организации рефлексивной деятельности студентов в конце урока и т.п. Продуктивность творческой группы зависит от проявления деятельностной инициативы каждого ее члена. Данная форма коллективного самообразования позволяет привлечь максимальное количество педагогов к работе над профессиональной проблемой.
3. Семинар как способ реализации самообразовательной деятельности ориентирован, в первую очередь, на сообщение необходимых теоретических знаний по организации интерактивных способов профессионального самообразования, способствующих формированию продуктивных профессиональных качеств педагога. Как и работу творческой лаборатории, проведение семинара можно организовать в несколько этапов:
По завершении работы над темой самообразования педагог представляет свой опыт. Формы представления могут быть различными:
Заместитель директора техникума по УВР совместно с руководителем ШМО ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.
Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
Подготовленный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами. По решению методического совета материал или определенная его часть может быть размещена на сайте техникума.
Для оценки результативности самообразовательной деятельности можно использовать следующие параметры:
- уровень владения способами ведения самостоятельного научно-методического поиска;
- уровень владения методикой научно-педагогического исследования;
- уровень владения экспериментальной деятельностью;
- уровень владения способами распространения, обобщения, анализа передового педагогического опыта;
- участие в формировании творческой и социо-культурной среды;
- уровень предметных достижений студентов (участие в олимпиадах, конкурсах, семинарах и т.д.)
Представленные параметры необходимо описать в соответствии с планом:
Таким образом, профессиональные качества педагога формируются путем усвоения новых знаний, конкретных умений, приобретаемых в процессе самообразовательной деятельности.
-80%
© 2021, Стретенцева Алина Васильевна 344