СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Психологами доказано, что отрицательные эмоции, накопленные человеком в течение целого дня, способны исчезать самым удивительным образом, при соприкосновении с прекрасными образцами искусства. Опыт показывает, что произведения искусства, обладают удивительной способностью влиять на эмоциональный настрой человека. В данном случае, я говорю о живописи.
Цвет в живописи, отражая цветовое богатство действительности, имеет особые возможности и особые функции, вытекающие из природы искусства. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека давно является предметом пристального изучения психологов. Сегодня научно доказано, что различные цвета и их сочетания могут вызвать у человека радость, грусть, беспокойство или меланхолию. Более того — один и тот же цвет, но с разным оттенком, в состоянии задавать определенный эмоциональный тон. Каждое конкретное художественное произведение по-своему использует потребность человеческого глаза и сознания в красоте и гармонии цвета, его способность активно воздействовать на сознание и эмоции человека, волновать и успокаивать его, внушать ему то или иное настроение. В течение тысячелетий развития искусств образовались сложные ассоциации, связанные с цветом, символические смысловые значения цвета. Все это делает цвет наиболее непосредственным, сравнимым с музыкой, средством общения и внушения, способом передачи представлений, эмоций, ощущений красоты и гармонии. Так, созерцание приятного летнего пейзажа, когда на картине доминирующим является зелёный цвет, способно наполнить человека внутренней силой, и подарить ощущение радости. Мусульманский поэт Амир Хосров Дехлеви восхваляет этот цвет в поэме «Восемь райских садов»:
Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,
Дарует он покой душе и зренью.
Марина Цветаева, попав из города «на лоно природы», восхищается зелёным видом лугов и лесов:
«Каждою жилою — как по желобу -
Влажный, тревожный зеленый шум.
Зелень земли ударяла в голову,
Освобождала ее от дум».
Светло-синий цвет внушает покой, мир, беззаботное веселье, ощущение легкости и широкого свободного пространства. Сергей Есенин так описывал цвет неба:
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя, поле безбрежное,
Дышит запахом мёда и роз…
Цветовые ассоциации вызывают у человека эмоцию или ощущение, связанное с воспоминаниями об увиденном или пережитом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения разного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также память о виденном или пережитом.
Проанализировав большое количество картин Пластова, я заметила, что зелёный цвет является доминирующим многих живописных произведений художника. В период с 1951 по 1965 годы Аркадий Пластов рисует целый цикл картин, посвящённых жизни простых жителей села. В таких работах, как «Юность», «Ужин трактористов», «Сенокос», «Полдень», «Солнышко», вызвавших восторг у зрителя, мы видим и яркую зелень луга, и глубокий синий цвет неба. Эти произведения получают хвалебные отзывы не только простых граждан, которые тепло отзывались о его картинах, но и очень известных критиков того времени.
Следовательно, если это, произошло, зритель отчётливо представил какие чувства руководили художником в момент создания полотна, и какой эмоциональный посыл он хотел передать людям своим произведением.
© 2018, Первушина Елена Михайловна 793