СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Прекрасным поводом для создания речевых ситуаций на занятиях по практике речи на иностранном языке, а также бесценным источником аутентичной лексики для обогащения словарного запаса студентов является просмотр фильмов на изучаемом языке и последующая работа с ними.
Предварительно просматривая фильм, преподаватель разбивает его на сцены и отбирает наиболее интересную и употребительную лексику – слова, выражения, фразеологизмы, наиболее яркие цитаты. Добавив к этому тренировочные упражнения на активизацию лексики, вопросы и темы для устных высказываний и сочинений, фрагменты для самостоятельного перевода – «субтитров» и другие задания, оформляет всё это в виде раздаточного материала или даже пособия.
Просмотр фильма студентами на занятии развивает их навыки аудирования и на длительное время погружает их в иную языковую и культурную среду. Если он хорошо подобран, то развивает эстетический вкус и расширяет межкультурную компетентность. Если, к тому же, фильм соответствует изучаемой в данный момент теме, то дополнительно иллюстрирует её в страноведческом аспекте, помещая студентов, уже освоивших определённый пласт лексики, в реальный инокультурный контекст. Если же фильм является экранизацией прочитанной на занятиях по домашнему чтению книги, то это не только иллюстрация и озвученный классический текст, но и дополнительный повод сравнить оригинал и режиссёрскую трактовку.
Дома студенты могут посмотреть фильм повторно (в том числе – с англоязычными субтитрами), изучить предлагаемый словарь, выполнить письменные задания – например, озаглавить каждую сцену, дать краткую характеристику персонажам, перевести отрывки, сделать словарные упражнения.
На стадии обсуждения фильма можно начать с последовательного пересказа сюжета (summary) по цепочке (chain-story) – в соответствии со сценарной разбивкой и с обязательным условием – максимально использовать активный словарь. В ходе такого спонтанного пересказа тренируются навыки монологического высказывания, применяются на практике знания грамматики – глагольные формы прошедшего времени, правила косвенной речи, согласования времён.
Следующим заданием может быть описание героев (character drawing) по определённому плану – внешность, происхождение, социальное положение, профессия, поступки, речевые характеристики, привычки, странности, взаимоотношения с другими, собственная оценка и отношение к данному персонажу.
Интересными темами для обсуждения могут стать: основная идея /идеи фильма (message), игра актёров, драматургия и режиссура, интерьеры и пейзажи (setting), музыка, песни и их роль в создании настроения, характеристик героев, иллюстрации событий и чувств. Иными словами, на этом этапе можно осуществлять более глубокий и всесторонний анализ фильма как текста – развёрнутого авторского высказывания – с точки зрения, как его содержания, так и формы.
Можно проследить, насколько данная история символизирует своё время, эпоху и насколько она типична/ уникальна для своего времени. Полезно отметить, какими средствами создаются комические/ лирические/ драматические эффекты, а также рассмотреть структуру сюжета и фабулы (завязка – развитие – кульминация – развязка) – был ли нарушен в повествовании реальный ход событий – присутствовали ли в нём воспоминания героев (flashback) или мечты, «забегание вперёд» (flash forward).
Таким образом идёт подготовка к следующему этапу – написанию рецензии на фильм. Хорошо обсудить общие правила написания рецензий и снабдить студентов планом: выходные данные фильма – название, страна и год выпуска, жанр, сведения об авторах и создателях, исполнителях главных ролей; краткое изложение сюжета, описание основных героев и их взаимоотношений, концовка, основная идея, общее настроение фильма, личное отношение зрителя и рекомендации к просмотру (для какой аудитории предназначен).
Желательно, настойчиво порекомендовать студентам написать рецензию самостоятельно и лишь потом ознакомить их с лучшими образцами рецензий профессиональных кинокритиков о данном фильме.
Если просмотр фильмов на занятиях осуществляется регулярно, на постоянной основе и является одним из видов деятельности – это даёт превосходные результаты, расширяя культурный кругозор и языковой диапазон учащихся. Кроме того, это даёт возможность сравнить, например, американские и британские фильмы – с точки зрения выбора материала, актёрской школы, трудности/ лёгкости восприятия речи на слух, особенностей произношения и лексических различий.
Интересно также рассмотреть разные фильмы в контексте творчества одного режиссёра – темы, ситуации, основные рассматриваемые проблемы и вопросы, интонация, настроение, любимый жанр, авторский почерк и язык, узнаваемые приёмы, любимые актёры. Например, к обязательному просмотру можно рекомендовать фильмы американского режиссера и сценариста Норы Эфрон - “Sleepless in Seatle”, “You’ve got mail”, “Michael”
Из британских лент наиболее интересными нам кажутся “My fair Lady”, “The Importance of Being Earnest”, “King’s Speech”,
Всегда на "ура" проходит просмотр и обсуждение "Harry Potter" "Back to the Future".
Популярными среди студентов являются молодежные ситкомы, такие как “Wizards of Waverly Place”, "ICarly" и другие, которые они с удовольствием смотрят на английском, обогащая слэнгом свой словарный запас.
Для старшекурсников можно организовать дискуссионный английский (иноязычный) кино-клуб – для совместного просмотра и обсуждения кинолент на языке оригинала - разных жанров, определённых режиссёров, стран или на определённую тему – на более продвинутом уровне. В рамках такого клуба можно устраивать просмотры записей интервью с актёрами и режиссёрами, передач о кино на иностранном языке, «кинофестивали», диспуты, «мастер-классы», даже снимать свои любительские короткометражные фильмы и видео на изучаемом языке.
© 2019, Фигурнова Мария Юрьевна 379