СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В контексте данной темы необходимо рассмотреть ряд понятий, таких как этнокультура, среда, малокомплектность. Следует начать с термина «этнокультура». В исследованиях Э. Ф. Вертяковой, А. П. Елисеевой, В. Б. Манджиевой, Н. А. Минулиной, В. В. Модоровой этнокультура рассматривается как культура конкретного этноса, которая находит своевыражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-этических нормах, образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе. А. Б. Афанасьева определяет этнокультуру, как совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных вматериальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся впрошлом, развивающихся в историческойсоциодинамике и постоянно обогащающихэтнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей [2: 34]. Л. И. Васеха считает, что этнокультура, будучи сложной и внутренне противоречивой иерархией сакральных и профанных идеалов, солидализирует людей, консолидирует их совокупную деятельность, представляя собой единое целое. Таким образом, этнокультура формирует человека не только как умелое и разумное существо, но и как носителя религиозного, этнического и межнационального смысла [5: 178]. Можно констатировать, что этнокультура – этокультура конкретного этноса, где непосредственно происходит сохранение локальных этнических норм (материальных и духовных ценностей). Личность как субъект этнокультуры является не только ее потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей, определяющим в своем развитии качественные характеристики воспроизводства этнического опыта. Таким образом, основываясь на современныхподходах в определении понятия «этнокультура», можно сделать вывод, что она неизменна в своих проявлениях, так как в ее основе лежит традиция, которая не подвержена различным изменениям, происходящим в нашем обществе, и является устойчивой формой с родной мудростью[6: 196]. Что же следует понимать под словом «среда»?В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Понятие «среда», как правило, используется в таких сочетаниях: «окружающая среда», «образовательная среда», «среда обитания». Впервые понятие «среда» было введено в философию и социологию И. Тэном в XIX веке. Он дал определение термина «среда», как психическое, духовное, культурное и социальное окружение[9]. В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е гг. XX в., когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогикасреды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок и его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия – среда, окружение, межличностные отношения, деятельность; внутренние условия, содержащие эмоциональное состояние ребенка, его отношение ксамому себе, жизненный опыт, установки. Ребенок обретает вторую жизнь в предметах культуры, образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких отношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований.Отношение ребенка к окружающей среде определяет его активность в ней. В связи с этим психология представляет среду как условие, процесс и результат развития личности [8: 196]. В педагогическую науку данное понятие пришло из биологической науки, как «среда обитания». Генезис средового подхода в педагогической науке принято датировать тремя этапами: первый этап – с 20х годов XX века по 90 е годы XX века; второй этап – 90е годы XX века по 2000 год: третий этап – с 2000 года включая настоящее время. Для каждого этапа характерно свое понимание «среды». Так, на первом этапе – «среда» рассматривалась, как фактор воспитания, а её функция сводилась к адаптации. На втором этапе «среда» понималась, как фактор образования, а функция «среды» рассматривалась, как развивающая. На третьем «среда» рассматривалась, как вхождение человека в культуру, а её функции соответственно понимались, как культуротворческие. Таким образом, под понятием «среда», исходя из её характеристик и функций во всех трех периодах, понималась именно «образовательная среда» [9]. Малокомплектная школа по утверждениюБольшой советской энциклопедии –это средняя, восьмилетняя, начальная общеобразовательная школа без параллельных классов с небольшим контингентом учащихся (до 100 человек), организуемая в небольших населённых пунктах для осуществления всеобщего обязательного обучения[4].Свод правил об общественных зданиях и сооружениях определяет малокомплектную школу как общеобразовательное учреждение вместимостью менее 300 учащихся с неполным контингентом учащихся в школе, классе, с совмещенными класс-комплектами, объединяющими в одном помещении разновозрастные группы.«СП 118.13330.2012. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009»[1].Малокомплектные школы в наше время находятся в сёлах, деревнях, поселковых образованиях. Таким образом следует сделать вывод, о том, что этнокультурная среда в малокомплектной школе– это образование, основанное на этнических традициях, которое распространяется в сельских, деревенских, а так же поселковых школах. Понимание этнокультурного образования в широком смысле подразумевает осмысление школьниками культуры этноса (или этнонациональной культуры) в ее развитии: выявление в ней архетипического, преемственности традиций, взаимодействия в «своей» культуре культур разных социальных слоев и разных этносов, устойчивости традиций и их обновления в динамике культурогенеза. Опираясь на всё вышесказанное нельзя не согласиться с предложенным А. Б. Афанасьевойопределением этнокультурного образования, которое предполагает целостный учебно-воспитательный процесс освоения содержания этнокультуры в деятельностном опыте, осознания преемственности в развитии культуры этноса (а в широком смысле и суперэтноса), понимания этнокультурного многообразия, взаимодействия культур, общего и особенного в них. В современных условиях этнокультурное образование интегрирует моноэтнический и полиэтнический подходы к познанию этнокультуры.Тем самым этнокультурное образование имеет доминанту на познании «своего», но включает в себя и познание «чужого». Причем «чужое» может осваиваться методом сопоставления, сравнения со «своим», как бы на расстоянии, а может анализироваться внутри своей культуры, так как развитая этнонациональная культура формируется во взаимодействии с другими, впитывая в себя влияние различных культур[2]. В области этнокультурного проектирования достаточно распространена методологическая установка, согласно которой только традиционные культуры сёл и деревень могут выступать в качестве этнокультурной образовательной среды развивающего типа. Изучение сельской этнокультурной среды позволяет построить психолого-педагогическую модель развивающей среды личностив условиях культурно-этнических связей современного села. Основноеинструментальное преимущество такой модели –в её конкретности: это не абстрактная модель развития усреднённой личности, а модель, учитывающая социально-культурные особенности среды определённого села. В данном случае необходимо учитыватьметапредметностьимеждисциплинарностьв качестве методологическихрегулятивов дальнейшего развития школы.Метапредметностьвыражается в переходе от традиционных форм образовательной деятельности педагогического коллектива школы в проектный–прежде всего, социально-педагогический и учебно-исследовательский –режим преобразований. Основной преобразующей единицей становится проектная группасмешанного типа, вдеятельности которой происходит педагогическая встреча субъектов образовательного процесса (учитель, учащийся) друг с другом и с субъектами более широкого контекста социальной практики. Таким образом, школа выходит за рамки отдельных учебных предметов, параллельные усилия педагогов-предметников в различных содержательных направлениях, в т. ч. в области форм дополнительного образования, поиск и взаимодействие с социальными партнёрами формируют совместность этнокультурной образовательной среды сельской малокомплектной школы.Междисциплинарность, как выход за пределы, как отдельной дисциплины, так и некоторой полагаемой суммы возможных дисциплин, определяет подход к формированию этнокультурной образовательной среды школы в комплексном единстве естественных (прежде всего, экология, география) и гуманитарных наук. В данном случае возникает проблема нахождения принципа единения разнородных знаний. Педагогу необходимовыявлять закономерности и механизмы «выращивания продуктивных форм сотрудничества педагогов и школьников» и строить новые формы учебно-воспитательного процесса, прямо ориентированные на развитие целостного человека.С психолого-педагогической точки зрения наиболее значимо выявление предоставляемых средой возможностей развитияличности. Значение понятия «образовательная среда»связанно с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу. При этом важно иметь в виду, что этот «образец» всегда носит социально обусловленный характер. Применимо к этнокультурной тематике К. Д. Ушинский писал: «В основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека итребует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях». Поскольку в малокомплектных школах количество детейнебольшое, то организовать этнокультурную среду будет легче, чем в полнокомплектной школе. В данных условиях каждый ученик имеет возможность стать вовлечённым в сам процесс создания этнокультурной среды, что будет способствовать более глубокому этнокультурному развитию, своего рода «проживанию» современными детьми прошлого. Этнокультурная среда в малокомплектной школе способна проявляться в разных сферах и аспектах. Хочется выделить следующие из них: календарно-обрядовые праздники с песенно-игровыми, танцевальными особенностями, красочной атрибутикой; этнографический музей, основанный на экспонатах русской старины (люльки, ткацкие станки, прялки, одежда, посуда, русские народные игрушки, иные предметы русского обихода), создаст атмосферу традиционного быта.Следует учитывать, что в каждой деревне, в каждом доме имеются подобные предметы быта, что значительно упрощает процесс создания музея. Подлинные старинные экспонаты надолго остаются в памяти детей, способствуют развитию интереса к предметам старины,истории своего края. Музейный предмет, обрядовый праздник, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызвать чувство сопричастности к культуре и истории своего края.Кабинеты малокомплектной школы можно оформить в соответствии с деревенским бытом или старинными ремёслами. Поскольку кабинетов в таких школах гораздо меньше, чем в полнокомплектной школе, то будет не так сложно оформить классы в традициях народных ремесел и промыслов работами преподавателей и детей («Роспись по дереву», «Береста», «Гончарный круг», «Глиняная игрушка», «Народная художественная культура», «Вышивка», «Ткацкая мастерская»). Подобное оформлениерасширит визуальную палитру ребенка, будет способствовать развитию эстетического вкуса, потребности заниматься и включатьсяв творческий этнокультурный процесс. Разнообразие фольклорного материала (устного и музыкального) не только активно развивает память, речь, слух, метроритм, но и погружает детей в атмосферу прошлого. Таким образом,все многообразие народной художественной культуры способно образовать целостную этнокультурную среду.Она влияет на интересы и потребности ребенка, способствует овладению специфическими видами деятельности, обеспечивает зону его ближайшего развития, раскрывает творческие способности. Организованная этнокультурная среда оказывает позитивное воздействие на дошкольника, так как позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Воспитательный потенциал этнокультурной среды многоаспектен: это и условия жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств; и удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в творчестве. Таким образом, этнокультурная среда – это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и этнокультуры, развития творчества школьников [6: 197]. Для того, что бы полноценно и успешно развивать этнокультурную среду в общеобразовательной школе (и в данном случае не только в малокомплектной) педагогу необходимо развивать в себе этнокультурную компетентность. Термин «этнокультурная компетентность» появился в науке недавно и еще неимеет единого толкования. Например, определения В. Корташева и В. Штыкаревой, Т. Поштаревой нацеленына межэтническое взаимодействие.Мне же хочется согласиться с определением, данным А. Б. Афанасьевой:этнокультурная компетентность– это интегральное свойстволичности, выражающееся в освоении совокупности представлений, знаний о родной,а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре,опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, ихсопоставлению, что проявляется в знаниях,умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде [2: 34].Этнокультурная компетентность представляется как субъектный параметр деятельности педагога. Этнокультурнокомпетентная личность (как результат функционирования системы образования) – владеет не только этнокультурными знаниями, профессионализмом, высокими моральными качествами, но и способна адекватно действовать в соответствующих ситуациях, используя эти знания, способна взять ответственность за собственную этнокультурную деятельность. М.Г. Харитонов выделяет этнопедагогическую образованность и этнопедагогический кругозор педагога, т.е. осведомленность его в наиболее актуальных проблемах обучения учащихся; этнопедагогическое мышление, отражающее определенный стиль мышления, ориентированный на отыскивание путей оптимальной организации процесса обучения учащихся с использованием народного опыта воспитания, а также этнопедагогический опыт, т.е. умение принимать этнопедагогически грамотные решения. В связи с чем, этнопедагогическая компетентность педагога включает знание: • целей обучения учебным предметам на основе традиционной педагогической культуры, их конкретного наполнения и приоритетности в современных условиях; • психологических механизмов владения этнопедагогическими знаниями и способами их использования в процессе обучения; • этнопедагогических понятий и факторов; • критериев оценки дидактической и развивающей ценности различного этнопедагогического содержания; наиболее типичных способов работы с различным этнопедагогическим содержанием; • эффективных способов обучения традиционной педагогической культуре (инструментария, организационных форм обучения и контроля) различных категорий учащихся, дифференцированных как по уровню обучаемости, так и по характеру познавательных интересов; Т.К. Солодухин дополняет вышеперечисленноеличностным компонентом отношения преподавателя к феномену этнической культуры, испытывающим высокий уровень комфортности при передаче ее феноменологических смыслов и традиций детям. Уровень сформированности этнокультурной компетентности педагогов зависит от социально-культурных и психолого-педагогических предпосылок, под которыми понимается готовность педагогов к профессиональной деятельности по приобщению населения региона к социальному проектированию этнокультурного развития региона. Такая готовность характеризуется, прежде всего, сформированными личностными структурами, знанием традиционной культуры народа и закономерностей этнокультурного развития, освоением этнопедагогического опыта, творческим отношением к этнообразовательному проектированию. Массовые формы повышения этнокультурной компетентности работников культуры, педагогов – это конференции, выставки, профильные курсы, школы. На педагогических форумах, которые проходят в Национальной Системе «Интеграция» в рамках Всероссийских фестивалей и конференций, проводятся педагогические выставки. Педагогические выставки –это форма пропаганды и внедрения прогрессивного опыта этнокультурной деятельности. Тематика экспозиций предусматривала презентацию наиболее эффективных подходов к организации стратегического проектирования этнокультурного развития регионов. Среди наиболее интересных выставок – «Формирование духовности личности на основе народной культуры» (Краснодарский край, г. Горячий Ключ). Групповые формы повышения квалификации –семинар, тренинг, презентация. Главная цель семинаров – проведение двустороннего диалога, т.е. обеспечение обратной связи, что позволяет постоянно поддерживать профессиональный интерес и внимание участников. Эффективной формой является цикл этнокультурных тренингов, целью которых предусмотрено: • Активизировать знания слушателей по теоретическим основам этнопедагогики. • Расширить знание о практической реализации интерактивных технологий в стратегическом проектировании этнокультурного развития регионов. • Создать условия для генерирования и развития творческих идей для стратегического проектирования этнокультурного развития регионов. • Сформировать управленческие навыки, необходимые для организации стратегического проектирования. Индивидуальные формы повышения этнокультурной компетентности: творческий отчёт, самообразования, этнокультурное консультирование, контрольный диалог и др. Индивидуальные формы работы предусматривают реализацию способности личности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни. Контрольные диалоги –относительно новая организационно-педагогическая форма деятельности в повышении компетентности специалистов. Контрольный диалог является способом получения обратной информации по этнопедагогическим процессам в образовательных учреждениях; обучает педагогов, как создавать команду единомышленников, соединяя творчество и рационализм каждого члена коллектива. С другой стороны, контрольный диалог представляет возможность определить эффективность управленческой деятельности в этнокультурном проектировании: оптимальности используемых форм, методов, средств; перспективности и значимости цели этнопедагогических мероприятий и этнокультурного проектирования и др. Цель проведения контрольных диалогов – проверка соответствия этнопедагогических процессов приоритетным направлением этнокультурного развития региона. Использование интерактивных технологий повышения этнокультурной компетентности организаторов этнокультурного проектирования требует такой организации обучения, при котором решаются конкретные практические задачи. Решая их, слушатель получает специальные навыки и знания, ответы на которые невозможно найти в педагогической литературе. Таким образом, этнокультурная компетентность – многофакторное и многокомпетентное явление, которое репрезентировано своим понятийно-терминологическим аппаратом, опираясь на знания разных отраслей наук –философии, социологии, психологии, культурологии, педагогики [7].
Cписок литературы 1. Свод правил. Общественные здания и сооружения. / « СП 118.13330.2012. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10). 2. Афанасьева А. Б.Совершенствование этнокультурного образования современных педагогов // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. Человек и образование. № 4 (17) 2008. –С. 34-38. 3. Афанасьева А. Б. Проблемы развития этнокультурного образования в поликультурной среде (в аспекте концепта «свое» – «чужое») // Рябининские чтения. Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. –565 с. 4. Большая советская энциклопедия. ˗ М.: Советская энциклопедия. 1969˗1978. 5. Васеха Л. И. Проблемы этнологии и этнопедагогики: сб. ст. и мат-лов / под ред. Л. И. Васеха. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. Вып. 8.˗183 с. 6. Зенкова Л. Г. Этнокультурная среда как психолого-педагогическое условиеэтнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств. // Вестник ТГПУ. 2012. 4 (119). –С. 195 -197. 7. Королева Г.М. Развитие этнокультурной компетентности педагогов в современной социокультурной среде // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8-2. – С. 280-283; 8. Пушкарева Т.Г. Формирование социальной компетентности студентов в условиях образовательной среды педагогического колледжа [Электронный ресурс] : дис. … кан.пед. наук /Т.Г. Пушкарева. – Томск 2013 – 214 с. – Электрон.версия печат. публ. – Доступ из«Электронная библиотека: Диссертации». 9. Татуйко И.Н. Этнокультурное пространство образовательного учреждения как образовательная среда // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4143 (дата обращения: 13.11.2015).
© 2018, Болдырева Анна Вячеславовна 499