СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Секреты общения с ребёнком-подростком
Родители начинают сталкиваться с проблемами своих любимых чад уже с момента их рождения. И если в первые месяцы жизни главным является забота о телесном здоровье, то уже вскоре возникает значительное количество психологических проблем. Вот только небольшая часть из них - различные детские страхи (страх темноты, страх привидений, страх умереть); отношения с членами семьи (родителями, братьями-сестрами) и другими взрослыми; отношения со сверстниками, агрессивное или слишком подчиняемое поведение; проблемы развития и подготовки к школе, адаптация к школьным требованиям, к сверстникам, учителю; подростковый возраст (любовь, агрессия, наркотики).
Этот подростковый возраст В подростковый период происходят значительные физиологические и психологические изменения, связанные с взрослением. Ряд исследователей сравнивает подростковый возраст по скорости биологических изменений с периодом внутриутробного развития и с двумя первыми годами жизни.
Для подростка в это время характерно: - частая смена настроения; - депрессия; - неусидчивость и плохая концентрация внимания; - раздражительность; - импульсивность; - тревога; - агрессия и проблемное поведение.
Выделяют два варианта протекания подросткового кризиса:
- Кризис независимости, который характеризуется упрямством, своеволием, отрицанием ценностей взрослых, игнорированием их требований. В крайних случаях формируется нарушенное, асоциальное поведение. - Второй вариант, кризис зависимости, противоположен первому и отличается чрезмерным послушанием, зависимостью от старших или более сильных, приостановкой развития на старых, детских формах поведения. В крайних случаях происходит задержка развития и формирование инфантильно - зависимой личности, "вечного ребенка". Несчастная любовь и связанные с ней переживания приходятся как раз на этот сложный возраст. Возникают проблемы отношения со сверстниками и конечно с противоположным полом. Порой необходимость принимать решение о возможности близких отношений, в ответ на настойчивые требования партнера. Как тут быть? У кого попросить совет? Дурные компании особенно опасны для подростка с подчиняемым характером (ведомым), когда им могут манипулировать другие, более сильные и искушенные. Психоактивные вещества (алкоголь и наркотики) в этот бурный период кризиса могут быть использованы, как один из способов приспособления к окружающему миру, снимая повышенную тревожность и неудовлетворенность подростка, являясь, однако, по сути дезадаптивными средствами. Наиболее часто это возможно в крайних вариантах пубертатного криза, как при кризисе независимости, так и при кризисе зависимости. В жизни обычно отмечается одновременное присутствие стремления к зависимости и независимости. Подросток одновременно добивается от взрослых равных прав, требует расширения рамок дозволенного, отстаивает свои взгляды и одновременно в этот период продолжает нуждаться в поддержке и защите взрослых, ожидая, часто неосознанно, что взрослые оградят его от слишком рискованных шагов. В сложных жизненных ситуациях подростки нуждаются в помощи и защите взрослых не меньше, чем дети трехлетнего возраста.
Подростковый возраст наиболее противоречивый и конфликтный. Порой родители оказываются в растерянности: наказания уже не действуют, а других способов разрешения конфликта "отцы и дети" не знают".
Конфликт взрослых и детей, описанный еще Тургеневым в известном романе, связан с юношеским максимализмом и критическим отношением к собственным родителям, с выпячиванием и застреванием на их недостатках. С другой стороны, многим родителям сложно понимать своего взрослеющего ребенка, они продолжают разговаривать с ним «находясь на девятом этаже, будучи не в состоянии спуститься на первый», к своему опыту переживаний подросткового возраста. Как ни странно, но подростки более объективно оценивают своих родителей, чем те - своих детей. В тоже время потребность у подростков в интимном общении с родителями велика, но в силу неверия подростков в понимание родителей часто остается неудовлетворенной.
Пошаговая система поведения в конфликте (подсказка для родителей)
1. Коротко, в одном предложении, ясно и спокойным тоном сформулируйте то, что Вы хотите сказать ребенку. Обсуждайте ситуацию, не унижая достоинства ребенка.
- Сегодня звонили из школы и мне сказали, что ты не был там уже неделю.
- Мне сообщили знакомые, что видели вчера тебя в дурной компании и ты был пьян.
2. Скажите ребенку, что Вы чувствуете по поводу этой ситуации, используя "Я - высказывание", говорите о том, что Вы чувствуете:
- Я обеспокоена, когда слышу это
- Я огорчена этим
- Я так волнуюсь за тебя
3. Укажите на те возможные последствия, которые Вы видите.
- Я боюсь, что ты не сможешь закончить школу и не сумеешь обеспечивать себя в жизни.
- Я боюсь, что в этой компании ты попадешь в неприятную историю.
4. Признайте Ваши затруднения в решении проблем Вашего ребенка, переложите ответственность за его поступки на самого ребенка:
"Я хочу, чтобы ты хорошо закончил школу, но я знаю, что не могу все время контролировать тебя - ты сам отвечаешь за это и за свою последующую жизнь".
5. Предложите своему ребенку помощь, если он показывает Вам, что нуждается в ней и готов ее получить.
6. Обязательно скажите Вашему ребенку, что Вы верите в него и в то, что он примет верные решения, касающиеся его жизни.
Особенности воспитания
Характер ребенка, его отношение к окружающему миру формируются еще в утробе матери. Если его ждут, каждый день, каждый час, общаются с ним - окружающий мир при рождении полон радости и покоя.
«Ненужный» ребенок уже в утробе матери ощущает холод, угрозу, враждебность и рождается в страхе перед миром. Мать не дает тепла, ласки, защищенности. «Вирус холода» прочно внедряется в психику ребенка уже в утробе матери. Не найдя любви в семье, он будет искать ее на улице, усвоит закон стаи - слушаться сильного и никогда не идти против толпы. Большинство ребят попробовали наркотик именно, чтобы быть как все, за компанию. Кроме того, ощущение кайфа - наконец-то найденная иллюзия любви. Так формируется первичное стремление получить наслаждение искусственным путем.
Второй тип из группы риска - чрезмерно опекаемый ребенок. Это - кумир семьи, которому все позволено и основной мотив его жизни - получение удовольствия. Причем удовольствия не от общения, не от достижения цели, а от радостей простых, проверенных и наиболее доступных - телесных. В ребенке культивируется чувство исключительности, его освобождают от всех тягот жизни и ответственности за совершаемые поступки. Ребенок «из теплицы» вдруг оказывается в совершенно другом мире. Если раньше его постоянно пытались оградить от всех опасностей, культивировали осторожность и по каждому поводу навязывали свое мнение, то, немного отдалившись от семьи, он оказывается в полной растерянности - каждый стресс вызывает боль, каждый самостоятельный шаг дается с трудом. Первый же конфликт толкает таких пациентов к поиску выхода - боль нужно снять. Если от боли головной и зубной помогает анальгин, то от душевной - шприц с дозой. Мир становится гораздо лучше. «Жизнь налаживается.»
И так именно в семьях с нарушенным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушенное воспитание наиболее часто проявляется гипер - или гипоопекой.
1. Гиперопека. Воспитание включает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
2. «Кумир семьи» (высокая степень гиперопеки). В воспитании преобладает постоянное восхваление ребенка и восхищение им, культивирование в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, выполнение любой его прихоти, снятие ответственности за свои поступки.
3. Гипоопека. Проявляется недостаточным внимание к ребенку со стороны родителей, игнорированием его интересов, отсутствием заботы о его развитии. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу.
4. «Золушка». Воспитание включает лишение ребенка ласки и внимания со стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий.
5. «Ежовые рукавицы». Воспитание включает в себя систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.
Общими чертами для подростков с высоким риском обращения к алкоголю и наркотикам являются:
- сниженная переносимость трудностей повседневной жизни;
- стремление к новизне;
- повышенная тревожность;
- склонность к риску и необдуманным поступкам;
- желание получать удовольствия любой ценой.
Присмотритесь к себе, к своим детям. Попытайтесь понять, не грозит ли вам эта беда.
Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок стал алкоголиком или наркоманом
1. Не общайтесь с ребенком, почаще говорите ему "отстань, мне некогда, я занята.", чтобы он поскорее побежал на улицу. И пусть друзья его научат пить, курить и воровать.
2. В воспитании применяйте крайности - обязательно наказывайте, даже если Ваш ребенок ничего не натворил, для профилактики. Непременно используйте ремень. Или опекайте его с самого рожденья. Плачьте, рыдайте, если он невзначай упал, чтобы он никогда не научился падать и терпеть боль. Обязательно лишите его друзей - не дай бог плохому научат. Испугайте своего ребенка до смерти улицей и окружающей жизнью.
3. Постарайтесь, чтобы он не научился быть самостоятельным, решайте за него все проблемы, на улицу выходите только вместе, всей семьей - без Вашего контроля ни одного шага, даже если ему 25 лет.
4. Почаще говорите, что он такой же плохой, как его отец. Обзывайте его "неряхой", "неумехой" и "дураком".
5. Постоянно ссорьтесь и скандальте, чтобы Ваши дети это видели и поскорее бежали от Вас на улицу.
6. Обязательно приучите пораньше к спиртному, объясняя, как спиртное хорошо снимает стресс и усталость, поэтому папа его и пьет, как пьют все настоящие мужчины. Относитесь к спиртному с уважением и трепетом. Если Ваша жена купила обновку, скажите "На эти деньги можно было 20 бутылок водки купить!"
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был здоровым и счастливым
1. Любите своего ребенка! Общайтесь с ним и постоянно показывайте своими словами и жестами, что Вы его слышите, понимаете и поддерживаете. Поддерживая Ваш разговор "говорите ему "Да", "Ага", "А что потом?", "Как я тебя понимаю!", "Вот это да!". Учитесь видеть чувства ребенка по выражению его лица и жестикуляции, даже когда он скрывает их.
2. Научите ребенка, выражать свои чувства, чтобы он не боялся их, когда он станет большим и понимал чувства других людей.
3. Дайте Вашему ребенку реальную ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянное поручение по дому, ощущает себя важной частью семьи и испытывает чувство удовлетворения, выполняя свои обязанности.
4. Одобряйте и хвалите ребенка, даже за небольшие успехи. Его упорство и успехи сделать что-то самостоятельно важнее результатов.
5. Если Вы рассержены на Вашего ребенка, оценивайте его поступок, а не его личность.
- Тебе не удается математика? Это не страшно, надо только немного поработать и все получиться!
6. Учите его говорить "нет". Объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Однако это не позволяет ребенку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Такие дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать "нет", когда на них оказывают давление.
Объясните Вашему ребенку, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. "В окружающей нас жизни есть и хорошее и плохое. Иногда надо уметь сказать "нет". Например, когда тебя заставляют делать то, что тебе не нравиться" Поделитесь своим опытом решения подобных ситуаций.
Учите его отвечать за свои поступки.
Правильно |
Неправильно |
||
Мой ребенок сам отвечает за то, что делает.
|
Только я отвечаю за то, что делает мой ребенок. |
||
Он может принимать самостоятельные решения.
|
Он пока не может принимать серьезные решения. |
||
Я могу доверить ему заботу о самом себе. |
Он пока не может заботиться о себе. |
||
И тогда: |
|||
Я сам отвечаю за свои поступки.
|
Папа (мама) и другие отвечают за мои поступки, я не отвечаю ни за что.
|
||
Я могу и буду принимать правильные решения.
|
Я не могу и не хочу принимать решения. |
||
Мои родители любят и понимают меня. Они доверяют мне и моим поступкам.
|
Мои родители не понимают меня. Они не доверяют мне и моим поступкам. |
||
Я могу сам строить свою жизнь и смогу добиться чего хочу.
|
Я ничего не умею. Я не могу заботиться о себе. |
||
Я уверен в себе и мне нравится моя жизнь. |
Жизнь плоха и я плохой. |
||
© 2018, Рожкова Ольга Владимировна 414