С чего же начинать молодому педагогу?
- Побывать в группе, познакомиться со вторым воспитателем, няней, детьми. Выслушать характеристику на каждого ребенка, познакомиться с индивидуальными особенностями детей. Ознакомиться с группой: где хранится оборудование, пособия. Узнать, где проводятся прогулки.
- Обязательно следить за своим внешним видом. Воспитатель должен быть аккуратным, скромным, со вкусом одетым. Ведь воспитатель – это пример для ребенка.
- Поддерживать порядок на столе воспитателя – ничего лишнего.
- Договориться со вторым воспитателем о разрешении игрушек и пособий. Требования воспитателей должны быть едины и постоянны. При сдаче смены воспитатель должен рассказать о том, как прошел день, какие возникли трудности, как вели себя дети, их настроение.
- Ознакомиться с планом работ, документацией группы.
- Вечером, готовясь к занятиям, изучать тщательно план: что запланировано на утро, какие занятия, что запланировано на прогулку. Желательно с вечера приготовить необходимые пособия, материалы для проведения занятий. Работай по плану, старайся выполнять все пункты плана. А в конце смены проанализируйте, что удалось, а что неуспели сделать и почему?
- Посещать занятия у опытных педагогов и сменщицы. Наблюдать те моменты, которые затрудняют.
- Уважать коллектив, сотрудников, с которыми работаешь.
- Выяснять всевозможные спорные моменты вв отсутствии детей. Избегать ссор, споров.
- Не суетиться на работе, делать все спокойно.
- Владеть собой и своими эмоциями.
- Уметь найти свое место в группе. На занятии это место определено содержанием. В часы игр, на прогулке, в режимные моменты – воспитатель должен всегда находиться среди детей. Занимаясь с небольшой группой детей, нужно выбирать место так, чтобы видеть остальных детей и знать чем они заняты.
- Учитесь общаться с детьми без крика, спокойно, иногда требовательно, а иногда шутливо, ласково. Думайте над каждым словом, ибо лишнее ненужное слово возбуждает детей. Обычно у многословного воспитателя дети шумливы и не всегда реагируют на замечания. Могут возникнуть конфликты между ребенком и воспитателем. Каковы причины этих конфликтов?
- болезнь ребенка или начало заболевания;
- неправильное семейное воспитание, когда дома ребенку позволяется все… в таких случаях нужно работать с родителями и быть терпеливым с ребенком;
- систематическое или одноразовое недосыпание;
- в младшей группе причиной конфликта может быть отсутствие большого количества одинаковых игрушек;
- распределение ролей в игре так же может стать причиной конфликта.
14. Анализируйте ежедневно свою деятельность. Занимайтесь самоанализом. Хорошее отложите в педагогическую копилку, плохое учтите и не повторяйте.
15. Как вести прием детей, чтобы они не плакали? Можно заинтересовать ребенка игрушкой, картинкой, живым объектом. Можно пообещать с вечера, что-нибудь показать утром, но, главное, этого не забыть. И не проявляйте насилия над ребенком в такие моменты.
16. Иногда воспитататели жалуются вечером на детей. Мелкие необдуманные жалобы унижают педагога, нервируют родителей и детей, а пользы не приносят. Жалоба должна быть тщательно продумана. Чаще рассказывайте о хороших моментах в поведении ребенка, о том, чего он смог достичь в этот день.
17. Начинающим педагогам большую помощь могут оказать игры-драматизации.
Советы начинающим воспитателям:
- Оставьте свое плохое поведение за порогом детского сада. Будь веселым, добрым!
- Если Вы пришли к выводу, что приняли ошибочное решение – признайте свою ошибку!
- Внимательно и благожелательно выслушивайте любую критику и любое замечание. Прислушивайтесь к мнению окружающих!
- Будтье кратки! Вместо 100 слов скажите 10, но таких, чтобы они остались в памяти!
- Чтобы стать хорошим воспитателем, нужно обладать двумя качествами – терпимостью к слабостям людей, не мешающим работе, и нетерпимостью ко всему, что неблагоприятно сказывается на работе.
- Для того, чтобы быть хорошим педагогом, нужно развивать чувство самоконтроля и самоанализа.
- Воспитывайте в себе ровное и доброжелательное отношение ко всем членам коллектива, независимо от своих симпатий.