СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Статья на тему:
«Формирование навыков парной и групповой работы на уроке».
Авторханова Елена Викторовна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32». им В.А Капитонова,г. Кемерово
«Если мы будем учить сегодня так,
как учили вчера,
мы украдём у детей завтра» Джон Дьюи
Конфуций сказал: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем».Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.
Одной из главных задач является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. В своей работе применяю самые современные педагогические технологии, направленные на решение учебных задач:
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе можно рассмотреть следующие современные образовательные технологии(хотя и не совсем новые):
1.Работа в парах
2.Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
Работу в парах необходимо вводить с первого класса. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.
Следующий этап:
1. Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).
2. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их:- Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.
-Скажи напарнику, как ты его понял.
Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. - Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них. - Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу. Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.
Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.
Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.
Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить “готовые” правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.
Примерные правила могут быть следующими:
1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. 2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. 3. Не бойся высказывать своё мнение. 4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы. 5. Думай сам, а не рассчитывай на других. 6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко. 7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку. 8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
Каждому учителю при организации групповой деятельности необходимо помнить следующее:
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- групповая работа должна занимать не более 15 минут в I–II классах, не более 20 минут – в III–IV классах;
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить “продукт” совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума;
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.
Групповые формы работы можно использовать на разных этапах урока, например,
- этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);
- на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);
- на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);
- при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).
Немаловажно и то, что групповая работа и работа в парах представляют собой динамическую паузу, не прерывающую структуру урока.
Известный русский дидакт М.А. Данилов писал: “.работая в составе группы…, школьники на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования”
На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.
Модель урока с полной самостоятельной деятельностью.
(реализуется в гетерогенных группах по 4 или 6 человек)
№ п/п |
№ УЗ |
Содержание учебного материала |
Управление обучением |
1 |
1/1 |
Цель: (что необходимо
|
Смотри учебник, дополнительную литературу |
2 |
Повтори:(обобщенная целевая установка) |
Повтори ( более детально, например, какие-то понятия, параграф и т.д.) |
|
2/1 |
Самоконтроль (вопросы по трем уровням) |
Сверься с (указать источник), смотри ответ |
|
3 |
Выполни по образцу: а) б) в) и т.д. ( в зависимости от сложности) |
Проверь себя! ( см. источник) |
|
3/1 |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
Сверься с партнером (работа в паре, группе) или консультация учителя. |
|
4 |
Познакомьтесь со следующим материалом (теоретическое погружение). Повторите::. |
См. источник информации. |
|
4/1 |
Выполни задание в измененной ситуации: а) б) в) |
Проверь себя! ( см. источник) |
|
5 |
Выполни творческое задание |
||
5/1 |
Повтори:. |
см. источник |
|
5/2 |
Задается творческая ситуация ( сочини, отредактируй, реши.) |
См::::. (чем пользоваться) |
|
5/3 |
Проверь себя! |
||
5/4 |
Сверься с партнером, группой (обсуждение результата) |
||
5/5 |
Оцени себя! Наметь новые цели. |
||
6 |
Спасибо за работу! |
Но групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются:
- трудности комплектования групп и организации работы в них;
- учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах;
- некоторые дети отмалчиваются, теряются;
- необходим дополнительный раздаточный материал, который готовит учитель
- объективность оценки за работу иногда нарушается.
Учителю в своей работе надо обратить внимание на то, что при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи.
Групповая работа приносит результаты только в том случае, если она опирается на чётко сформулированную тему урока, продуманный выбор видов деятельности, видение результатов применения групповой работы.
Используемая литература и ресурсы
1. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. – Томск: Пеленг, 1990.
2. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.
3. Краткий справочник по педагогической технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997.
© 2019, Авторханова Елена Викторовна 638