СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Актуальность.
Как специфичный вид спорта мини-футбол требует собственную техническую подготовку, которые всегда определяют конечный результат.
При подготовке мини-футболистов не всегда требуется одинаковой технической подготовки и отсюда провал командной игры, и низкий результат игры. Нужно предъявить требования во владении технической подготовки всем занимающимся одинаково, которого не всегда бывает. Отсюда вытекает проблема, как повысить уровень технической подготовки мини-футболиста.
Техника мини-футбола представляет собой совокупность специальных приемов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленных целей.
Технические приемы - это средства ведения игры. От того, на сколько
полно владеет футболист всем многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в рамках правил для решения конкретных тактических задач в вариативных условиях игровой деятельности, при противодействии игроков команды соперника, а часто и при прогрессирующем утомлении, во многом зависит возможность достижения высоких спортивных результатов.
Искусное владение техникой - неотъемлемая часть всесторонней подготовки и гармоничного развития футболистов.
Техническая подготовка игроков в мини-футболе.
В тренировочном процессе игроков в мини-футболе недостаточно прочно усвоенные игровые приемы на этапе начального обучения отрицательно влияют на дальнейшую подготовку футболистов.
В настоящее время проблема технической подготовки в мини-футболе является одной из наиболее актуальной. Современный мини-футбол, предъявляет, к технической подготовке самые высокие требования, которые растут неизмеримо быстро, заставляя нас искать более совершенные формы работы. И, как закономерность, возросший уровень мини-футбола требует неуклонного совершенствования методов тренировки.
Решение проблемы технической подготовки видится,во-первых,в создании
стройного учебного процесса с четкой последовательностью и направленностью; во-вторых, изменении самого подхода к процессу обучения, внедрении современных норм и методов работы с юными футболистами. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без четкого и объективного понимания всего процесса подготовки. В настоящее время в мини-футболе нет единых взглядов на методику обучения, оценку технического мастерства юных футболистов, т.е. объективных критериев его совершенства по годам обучения, пользуясь которыми можно проследить ход тренировочного процесса и ввести коррективы, необходимых для его изменения. И, самое главное, не видно поиска направлений и новых форм работы, даже общение, анализа того передового практического опыта, который появляется в методике юношеского футбола.
Для эффективного управления тренировочным процессом очень важно четкое представление о структуре подготовки юных футболистов на разных возрастных этапах, где все элементы спортивного совершенствования, стороны подготовленности футболиста, находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Техническая подготовка представляет собой логически построенный многолетний процесс, который содержит конкретные цели, задачи, а так же пути с целым комплексом методических подходов их осуществления. Структура и содержание многолетнего процесса обучения футболистов должны ежегодно изменяться, отражая объективную логику спортивного совершенствования и естественные
закономерности возрастного развития.
Техническое обучение следует рассматривать как длительный процесс, который разделяется по годам обучения, при чем каждый год циклически повторяет программу, на качественном более высоком уровне, поэтому особое место в нем должно занимать планирование. Со стороны тренера планирование процесса обучения предусматривает творческий подход в управлении им, а так же поиск средств, составляющих основу для последующих решений.
На этапе творческого совершенствования необходимо добиться высокой степени надежности в применении технических приемов сложной игровой обстановки. Для этого упражнения наполняются множеством сбивающих факторов, которые не останавливают, а помогают стабилизировать техническую подготовку, ведь любая выбранная тактика, должна быть обеспечена высоким уровнем технической подготовленности.
Если на начальном этапе изучения, обучение всегда проходило в начале основной части занятий, то на этапе технического совершенствования такая последовательность не обязательна. Закрепление изучаемого приема можно дать на фоне утомления и использовать нагрузку для повышения устойчивости технических навыков. Для того чтобы преступить к изучению техники мини-футбола в первую очередь необходима зрелость. Под этим подразумевается необходимость в подготовленности как фезичнски, так и психологически к усвоению движения. Зрелость означает определенный уровень роста тела, связанную с этим работу органов кровообращения, дыхание и др. при этом в первую очередь акцентируется внимание не на росте, весе тела, а на тех качественных изменений, которые характеризуют деятельность внутренних органов молодых футболистов. Навыки (как, например, навыки движений) ребенок способен усвоить только в определенном возрасте, когда он созрел для соответствующих движений, в противном случае структура движений и навыки функций организма окажутся в противоречии, усвоение действий будет безуспешным, более того, все это создаст неблагоприятные условия для будущего изучения движений. Таким образом, способы движения, технику мини-футбола можно усвоить при условии физической и психологической зрелости.
На основании современной точки зрения, методическое обучение технике мини-футбола, сознательным движениям, наиболее правильно начинать с 9-11лет. При этом нормально развивающийся ребенок уже располагает необходимой возможностью для изучения мини-футбольных движений. Однако это не означает, что будущие футболисты 9-11 летнего возраста не должны заниматься с мячом. Ведь известно, что уже в младенческом возрасте одной из самых любимых игрушек ребенка является мяч. Правда, связь между ребенком и мячом в этом возрасте абсолютно не произвольно. В младенческом возрасте детей не следует принуждать к обучению элементам техники мини-футбола. Единственное что можно разрешить ребятам в этом возрасте ознакомиться с особенностями мяча на равне с другими произвольными игровыми движениями, ибо в этом возрасте - «не ребенок движет мяч, а мяч движет ребенком». Он приобретает опыт, в нем должны автоматически выработаться минимальные навыки обращения с мячом.
Только тот футболист может быть результативен, кто усвоенную, усовершенствованную технику способен скоординировать с необходимой оптимальной силой, со скоростью, выносливостью и другими физическими качествами.
Мы были бы не способны выполнять приемы техники игры в мини-футбол, если не располагали бы соответствующей силой или скоростью. Ровно, как и без выносливости, наши навыки в технике игры не имели бы большого значения. Сила играет большую роль в выполнении элементов техники; она необходима в одинаковой мере при выполнении ударов ногой, головой при обманных движениях и отборе мяча. Только тот игрок способен, например хорошо применять финт, кто во время ведения мяча на большой скорости молниеносно выполняет поворот, остановки, изменяет направление. Сила необходима также для прыжка и толчка. Связь выносливости и техники тоже объективна: футболист со слабой выносливостью и усталой мускулатурой не способен на точные, филигранные движения. Усталая мускулатура уже не подчиняется «приказам» нервной системы, как это требует игровая ситуация. Недостаток выносливости затем поражает ошибки в технике. Связь техники со скоростью, ловкостью, гибкостью и другими физическими качествами существует в такой же зависимости.
Хороший футболист не может не обладать ловкостью. Во время игры условия борьбы меняются постоянно и очень быстро, поэтому, игроку нужно уметь мгновенно приспосабливаться к непрерывным и часто молниеносным изменениям игровых ситуаций.
Техническая подготовка юных футболистов, обучение отдельным приемам техники игры, применение изученного не могут быть поставлены на самотек. Обучение технике игры будет результативным лишь в том случае, если оно проводится планомерными, систематическими тренировками. При обучении новичков элементам техники игры в системе спортивных школ необходимо придерживаться очередной последовательностью, осуществляя принцип:
-от легкого к трудному,
-от простого к сложному.
Обучение необходимо проводить таким образом, чтобы изученный материал как можно быстрее применялся в игре. Потому, прежде всего, нужно учить простейшему удару и принятию мяча (например, удару внутренней стороной стопы). При обучении удару и остановке мяча не следует ожидать, пока игроки полностью усвоят эти элементы, а можно приступить к обучению другим техническим элемента. После обучения ударам и остановке мяча, параллельно с их отработкой, приступают к обучению простейшим приемам мяча головой, ведению, затем к обманным движениям и к отбору мяча.
Эффективные методы технической подготовки.
В процессе обучения спортивной технике применяются: Методы использования слова, обеспечение наглядности, непосредственной (физической)помощи и методы обратной связи. Основная задача этих методов – создать у занимающихся мини-футболом правильное, яркое, четкое представление о том,как надо выполнить упражнение и как оно делается на самом деле. Для претворения двигательного представления в движении используется только один путь- практическое выполнение тоже разными методами.
В начале обучения возникает вопрос, с чего начинать – с показа или с объяснений. Методы использования слова в обучении технике очень велика. Слово помогает осознать движение, создать представление о нем. Слово связывает между собой все средства, методы и методические проблемы обучения, органически вливается в каждый из них и тем самым делает их действительным. В обучении через слово реализуются в значительной мере принцип сознательности.
Непосредственно в обучении технике слова применяется для создания представления о форме движений, раскрытия их характера, оказания ученику помощи во время выполнения технического приема, для разбора, анализа и оценки его. Например, при обучении удара по мячу игрок получит более правильное преставление, если тренер скажет: «надо бить по мячу прямым ударом (подъемом), тогда удар получится более сильным». Обязательно используйте еще один метод самообучения, посоветовав ученику наблюдая, мысленно выполнять вместе со спортсменом все его движения. Чем чаще футболист будет мысленно повторять новое для него упражнение, тем крепче будут «запоминать» данную координацию движений соответствующие в центре головного мозга. Такое мысленное повторение эффективно с одновременным рассматриванием кинограммы кинофильма и видеозаписи техники сильнейших спортсменов.
При построении нагрузок повторным методом занятиях комплексной направленности применяются: «квадрат 3x3» с персональной опекой, «квадрат 7x7» с персональной опекой, игры на всю площадку 5x5 или 4x4. В паузах отдыха- удары поворотом со стандартных положений. Тренировочные нагрузки в мини-футболе, используемые для развития специальной выносливости, выполняются как с мячом, так и без мяча. Это такие упражнения, как ведение мяча завершающим ударом, передачи в парах с выходом на свободное место, различные «челноки», с ведение и передачей мяча партнеру, игры в малых составах небольшой продолжительности и т.д.
К сожалению, в практике подготовки футболистов редко применяются упражнения изометрического характера и метод соотношения уступающего и преодолевающего режимов работы мышц (например, прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх). Видимо поэтому прыгучесть у юных футболистов значительно ниже, чем у их сверстников, специализирующихся в легкой отлетике, гимнастике, баскетболе и других видах спорта. Не смотря на широкое использование в подготовке футболистов различных модификаций выпрыгивания, до сих пор при воспитании скоростно-силовых качеств в футболе не достаточно внимания уделяется такому эффективному средству развития взрывной силы, как «Ударный метод».Суть метода заключается в стимуляции мышц ударным их ратсижением, предшествующим активному усилию в тренируемом движении. Для этого используется кинетическая энергия отягощения, падающего с определенной
высоты. Поглощение тренируемыми мышцами энергии падающей массы обеспечивает:
-резкий переход мышц к активному состоянию в момент амортизации удара;
-быстрое развитие рабочего усилия;
-значительный потенциал напряжения мышц, повышающий скорость последующего движения и быстроту переключения от уступающего режима работы преодолевающему.
Практика использования прыжков глубину для акцентированного воздействия на скоростно-силовые возможности спортсменов показал их чрезвычайно высокую активность. И так, эффективные методы игроков в мини-футболе заключаются в правильном, четком представлении о том, как надо выполнять упражнение разными способами, методами.
В работе рассмотрены вопросы о технической подготовке в мини-футболе, как один из путей повышения спортивного мастерства.
- В создании многолетнего учебного процесса с четкой последовательностью и направленностью, систем движений, действий приемов спортсмена, которая преимущественно направлено на владение техникой избранного вида спорта и совершенствование в ней. Кроме того, имеется в виду и овладение техникой всех тех общеразвивающих и специальных упражнений, которые используются в тренировке.
- В период обучения технике, исключительно важную роль играют органы чувств, ощущение движения, исправление ошибок.
Опыт работы
А сейчас я хочу рассказать немного о своей работе.
Мною в сентябре 2018 года был произведен набор детей в Спортивно- Оздоровительную группу (СОГ) 2007 г.р.
Основными целями и задачами первого года обучения спортивно-оздорови-тельной группы являются:
На первом этапе обучения каждый тренер должен знать уровень физической и специальной подготовки ребят. Так как это непосредственно влияет и взаимосвязано с обучением техническим приемам.
В связи с этим было проведено тестирование уровня физической (6-ти минутный бег, прыжок в длину с места, тройной прыжок) и специальной (ведение мяча с обводкой стоек и ударом по воротам, удар по мячу на точность из 10 ударов, удар по воротам с применением челнока) подготовки в этих группах.
Мною проанализированы результаты ребят группы СОГ (15 человек) Результаты сдачи нормативов по ОФП и СФП на начало учебного года отображены в графиках.
Общая физическая подготовка (в процентах)
Специальная физическая подготовка (в процентах)
Через три месяца было проведено повторное тестирование по этим же нормативам. Результаты отображены на графиках.
Общая физическая подготовка (в процентах)
Специальная физическая подготовка (в процентах)
Из анализа видно, что уровень физической подготовки в среднем вырос на 4 %, а уровень специальной физической подготовки возрос в среднем на 14 %
А значит, и уровень технической подготовки должен вырасти. Но об этом можно будет говорить после того, как ребята выступят на первых своих официальных соревнованиях Кубок МФК «Заря», которые состоятся 6 марта марта 2019 года. Эти соревнования и будут показателем технической и физической подготовки ребят на данный момент.
Заключение
В моей работе рассмотрены вопросы о технической подготовке в мини-футболе, как один из путей повышения спортивного мастерства.
- В создании многолетнего учебного процесса с четкой последовательностью и направленностью, систем движений, действий приемов спортсмена, которая преимущественно направлено на владение техникой избранного вида спорта и совершенствование в ней. Кроме того, имеется в виду и овладение техникой всех тех общеразвивающих и специальных упражнений, которые используются в тренировке.
- В период обучения технике исключительно важную роль играют органы чувств, ощущение движения, исправление ошибок.
-ударный метод. Суть метода заключается в стимуляции мышц ударном их растяжении, предшествующим активному усилию и тренируемом движении.
-метод слова. Заключается в том, что слово помогает осознать движение, создать представление о нем. Слово связывает между собой все средства, методы методические проблемы обучения. В обучении через слово реализуется в значительной мере принцип сознательности.
-метод наглядности. Весьма важная роль этого метода в обучении технике объясняется широкими возможностями зрительного восприятия, а так же тем, что зрительное восприятие дает наиболее объективное отображение техники в сознании занимающихся мини-футболом, создает лучшее двигательное представление. Однако метод наглядности служит лишь временным средством и только для разъяснения, помогая быстрее и лучше понять движение.
-метод самообучения. Вот факт, подтверждающий, что при мысленном выполнении движений в организме протекают те же физиологические процессы, что и при фактическом выполнении.
Использованная литература:
© 2022, Лукашов Юрий Александрович 440