СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уйдет искусство — потеряем поколение.
Сейчас широко обсуждается проблема преподавания уроков искусства в школе. Нужно ли оно вообще.
Я вполне разделяю озабоченность проблемами преподавания искусства в школе. Считаю, что вынесение за рамки учебного плана уроков искусства в школе нанесет непоправимый урон эстетическому, нравственному воспитанию наших детей. Учеными давно доказано, что рисование и музыка оказывают разностороннее благотворное воздействие на развитие ребенка, в том числе и интеллектуальное. Сделать уроки искусства факультативными, необязательными— это значит изгнать его из школы.
В наше время, когда большинство детских клубов и кружков закрыто или переведено на коммерческую основу, только в школе дети могут получать азы эстетического образования. Не секрет, что современные школьники испытывают огромные умственные и эмоциональные перегрузки, а уроки искусства, расположенные в расписании, например, между алгеброй и физикой, хорошо дозируют нагрузку, переводя деятельность ребенка в другое русло, предоставляя ему определенный отдых.
Противостоять современной агрессивной звуковой среде, клиповости мышления, культивируемого средствами массовой информации, «воспитать иммунитет против пошлости» (Д.Б.Кабалевский) могут только планомерные действия учителей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, которые в опоре на «вечные» темы жизни и искусства, опыт предшествующих поколений, духовные ценности отечественного и мирового искусства смогут воспитывать достойных граждан России.
На протяжении всей истории человечества в самых различных странах постоянно и успешно доказывалось, что активное занятие музыкой, живописью, так же как и другими видами искусства, служит развитию творческих сил человека.
Говоря о формировании духовно-нравственных ценностей, необходимо, прежде всего, отметить, выделяемую ныне современными методистами, духовно-нравственную природу самого урока. Любой урок несет и выражает духовность, эту «неуловимую силу, не поддающуюся строгому определению и проявляющуюся в нашем понимании, мировосприятии, мироотношении, определяющих смысл нашего существования».На них затем выстраиваются ценности, потребности, мотивы деятельности, предопределяющие усидчивость, работоспособность и успешность любого предприятия. Духовность на уроке проявляется как процесс продвижения к истине в ходе познания. Но духовность бывает и светлой, и темной. Светлая духовность – духовность нравственная – соблюдение законов общественного и личного бытия, предопределенных свыше и признанных человечеством как ценности. Потому нравственный урок – это явление любви, добра, миролюбия, долга, честности, доброты, справедливости, доверия.
Произведения изобразительного искусства — еще одно светлое окошко, через которое человек постигает тонкое, благородное видение мира. Живопись утверждает в юной душе чувство величия и красоты человека, поднимает человека в его собственных глазах.
Рассматривание картин — такой же сложный способ эмоционально-эстетического влияния, как и музыка. В детские годы конкретность, образность мышления осложняют воспитанникам раскрытие обобщающего содержания изобразительного искусства, но и это преодолимо. Можно использовать картины известных художников, для объяснения даже некоторых абстрактных понятий
Для становления человека искусство имеет исключительное значение. Познавая, подросток должен чувствовать себя счастливым человеком, переживать полноту творческих сил. Это возможно, если сфера познания включает в себя все прекрасное. Познание искусства — широкое, многогранное понятие. Настоящее познание искусства начинается там, где человек постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни, живет в мире искусства, ощущает жажду приобщения к прекрасному. Необходимо, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков, чтобы свободное время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом души — постижением прекрасного.
Таким образом, особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в способности музыки и изобразительного искусства максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка.
© 2020, Горбунова Оксана Юрьевна 311