СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ФГОС строится на системно - деятельностном подходе к обучению и воспитанию учащихся. Особенность деятельностного метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Тема урока на сегодняшний день актуальна, т.к. существует проблема состояния здоровья современного школьника. Была сконструирована проблемная ситуация. Тема вреда газированных напитков для организма человека начата ещё в 1 классе на занятиях кружка «Разговор о правильном питании». В 4 классе в системе уроков окружающего мира о нашем организме мы решили доказать это. Материалом послужили газированные напитки, соки, морсы, вода. Шло накопление информации, обсуждался состав групп, распределялся материал для изучения по группам. Ребята делились находками, мнениями.
Тема урока: Ценность здоровья и здорового образа жизни. Правильное питание и здоровье. Влияние газированных напитков на организм человека.
Вид урока: итоговый урок обобщения, систематизации работы над проектом.
Цель: понимание ценности здоровья и здорового образа жизни, осознанное соблюдение правил рационального питания.
Задачи:
Познавательные:
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- из разных источников и наблюдений узнать, как газированные напитки влияют на организм человека;
-провести социологический опрос о вкусовых предпочтениях глядянских школьников;
Развивающие:
- исследовать этикетки от газированных напитков, выявить наличие вредных элементов;
- проделать опыты, доказывающие вред этих напитков;
- сделать выводы, предложить альтернативные напитки.
Воспитательные:
- воспитывать осознанное соблюдение, правил рационального питания.
Планируемые результаты:
- развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы;
- развивать умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию;
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
Личностные УУД:
Предметные УУД:
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
На уроке сочетаются как индивидуальная работа, когда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал.
Использование ИКТ на уроке позволяет привлечь широкую базу источников, что необходимо при исследовательской работе и реализации проектных технологий на уроках. Информационные технологии дают дополнительные возможности для исследовательских работ, делая их более полными, всесторонними, наглядными и яркими. Материалы для проведения экспериментов:
буклеты, «Пепси-кола», колбы, конфеты “Ментос”, яичная скорлупа, мел, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass: пульты; интерактивная доска.
1. Создание психологического настроя на урок. Мотивирование к учебной деятельности.
Улыбнитесь друг другу, садитесь. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая!
Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересно, мы многому научились.
2. Мозговой штурм (блиц-опрос)
У какого чувства глаза велики? (У страха глаза велики.)
Зубное хранилище человека – это… Что?(Рот.)
Потолок для рта – это… Что? (Нёбо.)
Какая челюсть движется при жевании? (Нижняя.)
Зубное покрытие. (Эмаль.)
Их 206 в скелете человека? (Костей.)
Внутренний орган человека, который заведует всеми мыслями и чувствами человека? (Мозг)
Какой орган называют мотором человека? (Сердце)
3. Введение в тему. Актуализация опорных знаний.
Ждёт нас сегодня работа важная. Что мы знаем- будем повторять, Что забыли – будем вспоминать.
Тест PROClass (с использованием интерактивной доски и пультов)
Вопрос № 1. Что изучает анатомия человека?
Вопрос № 2 Какой орган чувств отсутствует у человека?
Вопрос № 3 Как называется самый большой орган организма человека?
Вопрос № 4
На какой фотографии девочка сидит правильно?
А В С
Вопрос № 5.
Какая последовательность правильно отражает строение пищеварительной системы?
А ротовая полость – желудок – толстая кишка
В ротовая полость – глотка – пищевод – желудок – тонкая кишка – толстая кишка
С глотка – пищевод – тонкая кишка – толстая кишка
Вопрос № 6. Какой орган нашего тела иногда называют «вечным двигателем»?
А Желудок
В Печень
С Сердце
D Позвоночник
Вопрос № 7. Какой орган НЕ относится к органам дыхания?
Вопрос № 8.
Каким видом отдыха нельзя чересчур увлекаться?
Вопрос № 9.
Ниже перечислены условия здорового питания. Какое условие к ним не относится?
Таблица оценивания ответов обучающихся:
(автоматически выводится на интерактивную доску)
0-34% - «2
35-60% - «3»
61-86% - «4»
87-100% -«5»
Дети помощью данной таблицы получили результаты своих знаний.
4. Постановка цели и задач.
Учитель: Ваши ответы на вопросы теста показали, что вы многое знаете о здоровом образе жизни. О ценности здоровья в жизни человека мы продолжим разговор и сегодня. Перед вами, находятся буклеты с поучительным текстом. Прочитаем его. Подчеркните те слова и выражения, которые заставляют задуматься о значении здоровья в жизни каждого из нас.
Буклеты с текстом о здоровье.
Здоровье – это богатство, это самая большая ценность, которая дана человеку. О здоровье надо думать не тогда, когда оно потеряно, а всю жизнь, начиная с младых лет.
Для того, чтобы быть здоровым, надо знать некоторые правила и соблюдать их.
Наш организм – это настоящий механизм, работающий по своим законам. Этот механизм работает без сбоев в том случае, если его содержат в чистоте и порядке.
Если за «механизмом» не ухаживают, не поддерживают его в лучшем виде, то он очень скоро потребует ремонта, начнёт потихоньку разрушаться.
Никакие дорогие вещи, ценные приобретения не заменят человеку здоровья. Как же сделать так, чтобы всё в нашем организме работало, как надо? Чтобы мы были здоровыми, счастливыми, красивыми? Здоровый человек красив. Это свежая и упругая кожа, блестящие волосы, стройная фигура, белоснежная улыбка, летящая походка. Кто не хотел бы иметь всё это?
Учитель: найдите в тексте и подчеркните карандашом выражения, которые наводят вас на размышления о ценности здоровья? (слайд1)
Великий древнегреческий врач, философ Гиппократ говорил: «Человек рождается здоровым, а многие болезни к нему приходят через рот с пищей». Скоро тёплые, а порой жаркие дни наступят. Люди будут решать проблему утоления жажды, зачастую газированными напитками. Многих привлекают яркие вкусы, красочность упаковки и рекламная кампания данных продуктов. Летом их продажа достигает астрономических цифр. Поэтому возникает ситуация, когда дети не принимают доводы, что это вредно для здоровья. Мы будем говорить о ценности здорового образа жизни, проведём исследование о влиянии газированных напитков на организм человека, предложим альтернативные напитки. (дом. задание)
Итак, о «Ценности здорового образа жизни. Правильном питании и здоровье. Влиянии газированных напитков на организм человека» начинаем разговор.
Учитель: Об их вредном воздействии на организм человека мы рассказывали ещё в 1 классе на занятиях кружка «Разговор о правильном питании» (слайд 2)
А в 4 классе на уроках окружающего мира постараемся доказать это. Наш класс разделился на исследовательские группы. Перед каждой группой поставлена проблема. В результате мы должны доказать: «Газированная вода- вред или польза?» (слайд 3)
Перед нами поставлены задачи: (слайд 4)
Небольшая историческая справка (слайд 5).
5. Работа групп в решении задач. Практическое осуществление исследования
Учитель: Итак, итоги работы 1 группы наших исследователей.
Ученик: Наша группа проводила социологический опрос.
Цель исследования: исследовать вкусовые предпочтения учеников Глядянской СОШ при утолении жажды, определить популярность газированных напитков среди учащихся 3-4 классов.
Предмет исследования: состояние здоровья человека.
Объект исследования: ученики Глядянской СОШ (3-4 классы)
Ученикам была предложена анкета, в которой предлагалось отметить те напитки, которыми ребята утоляют жажду систематически.
Результаты исследования приведены в данной таблице. Нам удалось получить следующие результаты опроса: Газированные напитки пользуются большой популярностью у детей. Результаты опроса показали, что 45 человек из 70 опрошенных предпочитают утолять жажду газированными напитками. Это составляет почти 64%,т.е. больше половины опрошенных.
Учитель: Исследования ребят 2-й группы.
Ученик: Наша группа занималась исследованием этикеток от газированных напитков, проведением необходимых экспериментов.
Цель исследования: исследуя этикетки от Пепси-колы, изучить состав напитка, выявить наличие вредных элементов, убедиться в их отрицательном воздействии на человека,
проделать опыт, доказывающий вред этих элементов.
Предмет исследования: состояние здоровья человека
Объект исследования: газированные напитки Пепси-кола.
Результат исследования: В состав пепси-колы входят очищенная питьевая вода, сахар, двуокись углерода, краситель Е 150, регулятор кислотности Е 338 (иначе ортофосфорная кислота), кофеин, ароматизатор.
Для справки: Ортофосфорная кислота (Е338) — пищевая добавка, регулятор кислотности. Часто используется вместо лимонной кислоты, так как стоит в 2-3 раза дешевле. Может неблагоприятно действовать на эмаль зубов.
Решили мы исследовать состав ещё одного напитка: Севен Ап. И там тоже в составе нашли Е 338.
Как же газированные напитки влияют на здоровье человека? Мы провели следующие опыты.
Опыт 1. Положили в стаканчики с водой кусочки яичной скорлупы.
Результат: через сутки скорлупа в «Пепси-коле» приняла коричневую окраску и стала вязкой и мягкой.
Вывод: газированная вода марки «Пепси-кола» содержит красители, которые окрашивают яичную скорлупу; а, значит, и зубную эмаль, создавая тем самым угрозу их разрушения. (слайд)
Опыт 2. Опустим в пепси-колу мятную конфету.
Результат: напиток зашипел, стали выделяться пузырьки газа.
Увиденные пузырьки - это двуокись углерода, газа, который добавляется в каждый газированный напиток. Он улучшает сохранность напитка, но и приносит вред нашему организму.
Вывод: попадая в желудок и кишечник, газ вызывает брожение, вздутие, разъедает стенки желудка. (слайд )
Опыт3. Положили в стакан с пепси-колой кусочек мела. В меле много кальция. Кальций содержится и в костях.
Результат: мел стал растворяться.
Вывод: газированная вода выводит кальций из организма, разрушая кости. (слайд)
Пей побольше молока — Кальций нужен нам всегда. (слайд)
Физминутка
Быть здоровым - это модно!
Дружно, весело, задорно
Становитесь на зарядку.
Организму - подзарядка!
Раз - подняться, подтянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать, Шесть - за парту тихо сесть.
А с вредными привычками
Мы простимся навсегда!
Организм отблагодарит -
Будет самый лучший вид!
Учитель: Третья группа наших исследователей
Тема исследования: вредные и полезные напитки для утоления жажды на полках магазинов.
Цель исследования: обследуя полки магазинов составить перечень напитков для утоления жажды- полезных и вредных для здоровья человека.
Предмет исследования: состояние здоровья человека.
Объект исследования: безалкогольные напитки (таблицу сканировать и в слайд) (метапредметные умения работать с таблицей)
Результат исследования: на полках магазинов имеется достаточное количество напитков для утоления жажды, не приносящих вреда нашему здоровью (слайд)
Это вода, соки, морсы (слайд)
О пользе соков было известно ещё с древности. (слайд)
Морс- это освежающий негазированный напиток из сока ягод, фруктов и воды с добавлением мёда или сахара. По одной из версий слово «морс» происходит от византийского слова «Мурса», что в переводе означает «вода с мёдом». Морсы были излюбленным напитком наших предков и играли большую роль в формировании их отменного здоровья (слайд)
Учитель: 4-я группа отчитывается о своей работе.
Тема исследования: Советы о полезных и вредных напитках
Предмет исследования: состояние здоровья человека.
Объект исследования: литература, информация в Интернете, беседы с одноклассниками, ребятами из старших классов, родителями, медицинским работником о полезных и вредных напитках для утоления жажды.
Результат исследования: Памятка для детей и их родителей
- Прежде чем выпить что–то, подумайте!
- Если вы хотите иметь железное здоровье и прожить много лет, как можно меньше пейте газированные напитки!
- Перед покупкой рекомендуется внимательно прочитать информацию о составе напитка - ингредиентах, которые были использованы для изготовления продукта.
- Нельзя давать газированные напитки детям до 3-х лет, людям с заболеваниями
органов пищеварения, так как пузырьки углекислого газа раздражают слизистую оболочку, обостряют воспалительный процесс.
- Тем, кто страдает аллергией, сахарным диабетом тоже нельзя употреблять такие напитки. Вещества, которые находятся в газированных напитках, могут ухудшить самочувствие или спровоцировать приступ.
- При заболеваниях почек врачи советуют не употреблять газированные напитки.
- С 9 до18 лет в организме идет активное накопление кальция. Газированные напитки выводят кальций из организма.
- В газированных напитках содержится очень много сахара. Частое употребление их грозит ожирением.
- Знайте, что Кола может заменить бытовую химию.
1. Индийские фермеры используют Колу, чтобы защитить свои рисовые плантации от вредителей. По их словам, напитки стоят дешевле пестицидов, а действуют точно так же.
2. Этот напиток используют и для очистки моторов автомобилей.
3. Домохозяйки считают Колу отличным чистящим средством: она прекрасно справляется с ржавчиной, известковым налетом.
- В жару вряд ли может быть что-то лучше, чем чистая вода без примесей и красителей.
- Фруктовый сок полезен при повышенной температуре воздуха, потому что не только утоляет жажду и содержит витамины. Желательно соки разбавить водой.
- В жару очень полезен чай, как горячий, так и холодный.
- Жаждоутоляющими свойствами обладает квас.
Рецепты приготовления морса.
6. Альтернативные напитки
6. 1 Рецепт приготовления лимонада.
Выжмите из лимонов сок, чтобы получился 1 стакан сока. Чтобы облегчить этот процесс, прижмите лимон между столом и ладонью, и покатайте его, крепко прижимая к столу. Потом разрежьте на половинки и выжмите сок.
В 4-х литровом кувшине смешайте 1 стакан лимонного сока, 1 стакан сахара и 6 стаканов холодной воды. Размешайте. Разбавьте еще водой по вкусу. Охладите и подавайте с кубиками льда.
6.2 Мастер-класс по праздничной подаче напитка: украшение бокала с морсом. Взять красивый бокал, обмакнуть край бокала в сахар. Получится белоснежная каёмка. Налить в него морс, украсить кусочком лимона, апельсина, веточкой мяты. Подать гостям.
7. Закрепление изученного.
Перед каждым учеником лежат карточки с цифрами. Выбирается нужная карточка в соответствии с правильным ответом.
1. Этот белый напиток животного происхождения просто необходим человеку с первого дня рождения
1.Кефир
2. Морс
3. Молоко
2. Как называется сладкий десертный желеобразный напиток, приготовленный из свежих и сушеных фруктов и ягод, фруктово-ягодных соков, сиропов, варенья?
1. Кофе
2. Кефир
3. Кисель
3. Этот напиток считается вредным для детского организма
1. Газированная сладкая вода
2. Минеральная вода
3. Чай
4. Какой сок называют «королём витаминов»?
1. Персиковый
2. Гранатовый
3. Апельсиновый
5. Этот напиток обычно варят из сухофруктов
1. Компот
2. Кисель
3. Чай
6. Как называется освежающий напиток, смесь воды и соков из ягод или фруктов с добавлением мёда или сахара?
1. Квас
2. Морс
3. Лимонад
8. Итог урока:
Учитель: в результате исследования были получены следующие выводы: (слайды)
9. Рефлексия
Учитель: на доске смайлики улыбающиеся и грустные. Вы выбираете соответствующий вашему настроению, полученному в результате работы на уроке и объясняете: почему именно такой.
Выбирается смайлик, прикрепляется к доске и объясняется его выбор.
Ученик читает стихотворение:
Купить можно много Игрушку, компьютер, Смешного бульдога, Стремительный скутер, Коралловый остров (Хоть это и сложно), Но только здоровье Купить невозможно. Оно нам по жизни Всегда пригодится. Заботливо надо К нему относиться. (последний слайд)
© 2020, Васильева Лариса Анатольевна 364