СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем отечественной педагогики. В педагогическом процессе дошкольных образовательных организаций должно быть уделено более пристальное внимание решению задач развития коммуникативных навыков детей,к которым относятся: умение поддержать разговор, легкость установления контакта, умение договариваться и отстаивать свою точку зрения. Именно дошкольный возраст является определяющим в формировании основных структур личности и коммуникативных навыков в том числе.

И. А. Емельянова трактует понятие «коммуникативные навыки» как способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно её передавая [2].

Анализ психолого-педагогической литературы и практики ДОО показал, что развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при определённых условиях.

По мнению Е. Г. Юдиной, Г. Б. Степановой и А. А. Максимовой и других немаловажным педагогическим условием развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности является формирование информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений через включение старших дошкольников в театрализованные игры [9].

О. Е. Смирнова так же считает, что важным условием развития коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности является их включение в совместные театрализованные игры[7].

О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова считают, что развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности должно осуществляться в рамках НОД, в процессе режимных моментов, а также через самостоятельную деятельность. Задача педагога – побудить детей к взаимодействию, сотрудничеству, продуктивному общению в ходе театрализованной деятельности и на любую тему [5].

Н. Ф. Сорокина одним из главных условий развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности считает создание театрализованного центра в предметно-развивающей среде группы детского сада. Автор указывает, что создание театрализованного центра позволит не только педагогу организовывать театрализованные игры и занятия для детей с целью развития у них коммуникативных навыков, но и обеспечит среду, где старшие дошкольники смогут самостоятельно организовать свою театральную деятельность [8].

О. В. Каява указывает, что с целью развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности при оформлении театрального уголка, педагогу необходимо учитывать интересы детей, их возраст, воспитательных задач. При этом целесообразно использовать все пространство группы, а место использования материалов не должно быть замкнуто местом его расположения, следовать принципу мобильности. С этой целью педагог может продумать и целесообразность возможного объединения других центров. Театральный центр О. В. Каява предлагает объединить в художественно-творческий центр,в который могут войти: театр, изо-деятельность, музыка. Кроме того, при построении театрализованного центра следует учитывать принцип сменяемости, что позволит обеспечить развивающий характер среды. Предметная среда в центре не должна восприниматься как нечто застывшее, стационарное [4].

Выполнение принципа сменяемости материала, возможно достичь,если учитывать: основные цели и задачи учебно-воспитательной работы на месяц; направление углубленной работы детского сада, группы; время года; тем занятий соответствующего цикла; интересы детей; состояния самого материала (изношенность, своевременность).

О. В. Каява отмечает, что театральный уголок для детей старшего дошкольного возрастадолжен обязательно включать следующие элементы: пальчиковый театр (этюды на руках); куклы-перевертыши (игры-перевоплощения); театр петрушек (игры-импровизации); куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках); куклы-марионетки (постановка этюдов); куклы с «живой» рукой (музыкально-пластические этюды); люди-куклы (музыкально-пластические этюды); тростевые куклы (постановка этюдов, сказок) [4].

Е. М. Алифанова рекомендует при построении театрализованного центра с целью развития коммуникативных навыков старших дошкольников включить так называемые «Волшебные вещи». Автор указывает, что такие «волшебные» атрибуты оживят театрализованную деятельность старших дошкольников,сделает ее более интересной и привлекательной: волшебные ларец, шкатулка; волшебный колпачок; волшебная дудочка [1].

В. С. Мухина отмечает, что включение дошкольников в совместные театрализованные игры способствует развитию коммуникативных навыков. Она отмечает, что дети, участвуя в подобных играх, преодолевают эмоциональный дискомфорт, связанный с проигрышем, без самообвинения и агрессии, сопереживают партнёру в случае его неудачи и радуются вместе с ним его успехам [6].

Е. Г. Юдина считает, что театрализованная игра будет способствовать развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, так как в процессе игры дети учатся разрешать конфликты, находят собственную позицию в общении с ровесниками, дают сами и получают со стороны партнёров поддержку, одобрение или недовольство. Принятие ребёнком различных ролей является очень значимой предпосылкой развития процессов понимания другого человека и даёт ему возможность опробовать различные способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль [9].

А. И. Каплан считает, что для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

1. Наличие рассказа и показа действий, составляющих отдельные элементы, а также произведение каждого из элементов в отдельности.

2. Использование игры, как самого близкого и понятного вида деятельности дошкольника.

3. Контроль, указания и поощрения, за правильно выполняемые действия, до тех пор, пока привычка не закрепится.

4. Единство требований, предъявляемых старшему дошкольнику, всеми воспитывающими ребенка взрослыми.

5. Последовательность, настойчивость и систематичность упражнения детей старшего дошкольного возраста в выполнении необходимых способов общения.

6. Задания, предлагаемые старшим дошкольникам, с целью развития у них коммуникативных навыков должны быть посильны, соответствовать возрастным возможностям и уровню развития каждого субъекта общения, а также учитывать тот факт, что, также как и привычки, навык формируются постепенно [3].

Использование театрализованных игр для развития коммуникативных навыков старших дошкольников способствует повышению мотивации детей старшего дошкольного возраста в овладении способами коммуникации. Данный вид игр представлен широким разнообразием режиссерских, драматизированных игр и т. п., что позволяет педагогу варьировать содержание учебно-воспитательного процесса, комплексно решать воспитательные и образовательные задачи, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, реализуя основные идеи личностно-ориентированного образования.

12.02.2021 15:13


Рекомендуем курсы ПК и ПП