СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Влияние игровой деятельности на развитие внимания
Значимость игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного обучающегося информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой обучающимися информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Психология игровой деятельности стала предметом научного осмысления сравнительно недавно. В течении длительного времени игра рассматривалась, в основном, либо как способ занятости и выхода его энергии, либо как инструмент передачи религиозного и культурного опыта. Лишь в начале XIX и XXвв. Психология начинает осознавать развивающие, гармонизирующие и исцеляющие возможности игр; [2, С. 12].
Правильно понять игру можно только путем структурного ее анализа как общего типа поведения, с учетом всей совокупности характеризующих ее черт и их взаимосвязей, - так утверждал, М.Я. Басов (1975). При этом должен быть принять во внимание характер взаимоотношений организма со средой и условия его существования. С этой точки зрения игровая деятельность отличается тем, что она в наименьшей степени подчиняется каким- либо внешним целям и в наименьшей степени сама является своим собственным двигателем («деятельность ради деятельности»). [37, С. 14].
Д.Б. Эльконин (1966) определяет игру как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной направленности.
Н. С. Пантина (1966) считает, что появление игры отражает все более четко осознаваемую необходимость включать подрастающее поколение в целенаправленную и управляемую систему воспитания и обучения, начиная с возможно более раннего возраста. Г.П. Щедровицкий (1966) при анализе игры также исходит из тезиса о том, что она сложилась на определенном этапе исторического развития общества в связи с задачами формирования подрастающих поколений. Она – особое педагогическое творение, хотя творцом ее были не отдельные люди, а общество в целом. Возникновение и развитие игры, считает исследователь, было «массовым» процессом, в котором естественная историческая закономерность «прибавилась» через разнообразную деятельность отдельных людей.
В процессе игры у обучающихся осуществляется жизненный баланс между ним и преподавателем. В учебной деятельности преподаватель почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, обучающего, ведущего. Обучающийся, соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений преподавателя и обучающегося, являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою субъектную сущность. Задача преподавателя – обеспечить последовательный переход учащихся с одного уровня на другой, стимулируя процесс внимания игроков. С помощью разнообразных методических средств и приемов он добивается включения обучающихся в совместную интеллектуальную деятельность, реализуя таким путем дидактические, воспитательные и развивающие задачи и доказывая, что учебная игра позволяет сделать процесс обучения развивающим [39, С. 22].
Роль игры в развитии внимания, в исследованиях А.В. Запорожца показали, что внимание зарождается в игре, в моторном развитии и первоначально проявляется в сознательном воспроизведении и усовершенствовании новых движений. Появление в игре общего замысла и скрытых правил меняет структуру импульсивного, «полевого» поведения на все более организованное и структурированное. Особенно ярко проявляется внимание при исполнении игровой роли. Игровая мотивация и широкая ориентировка в смыслах действий других людей, которую задает сюжетно- ролевая игра, вскрывает новые резервы способностей и создает зону ближайшего развития в сфере регуляции собственных желаний, эмоциональных переживаний и поведения в целом. [37,С. 28].
И так внимание позволяет обучающемуся регулировать собственное поведение, соотнося его со своими потребностями и потребностями других людей. Внимание, формирующаяся в игре, предполагает не только подчинение правилам, но и способность обогащать структуру целеполагания. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы обучающегося, но удовлетворяет сегодняшние. Преподаватель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей обучающегося, а не исключительно из своих соображений удобства, порядка и целесообразности [2, С. 126].
© 2015, Рабина Анна Валерьевна 1334