СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние игровой деятельности на развитие внимания

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Влияние игровой деятельности на развитие внимания

 

Значимость игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного обучающегося  информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой обучающимися  информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей  становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Психология игровой деятельности стала предметом научного осмысления сравнительно недавно. В течении длительного времени игра рассматривалась, в основном, либо как способ занятости и выхода его энергии, либо как инструмент передачи религиозного и культурного опыта. Лишь в начале XIX и XXвв. Психология начинает осознавать развивающие, гармонизирующие и исцеляющие возможности игр; [2, С. 12].

Правильно понять игру можно только путем структурного ее анализа как общего типа поведения, с учетом всей совокупности характеризующих ее черт и их взаимосвязей, - так утверждал, М.Я. Басов (1975). При этом должен быть принять во внимание характер взаимоотношений организма со средой  и условия его существования. С этой точки зрения игровая деятельность отличается тем, что она в наименьшей степени подчиняется каким- либо внешним целям и в наименьшей степени сама является своим собственным двигателем («деятельность ради деятельности»). [37, С. 14].

Д.Б. Эльконин (1966) определяет игру как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной направленности.

Н. С. Пантина (1966) считает, что появление игры отражает все более четко  осознаваемую необходимость включать подрастающее поколение в целенаправленную и управляемую систему воспитания и обучения, начиная с возможно более раннего возраста. Г.П. Щедровицкий (1966) при анализе игры также исходит из тезиса о том, что она сложилась на определенном этапе исторического развития общества в связи с задачами формирования подрастающих поколений. Она – особое педагогическое творение, хотя творцом ее были не отдельные люди, а общество в целом. Возникновение и развитие игры, считает исследователь, было «массовым» процессом, в котором естественная историческая закономерность «прибавилась» через разнообразную деятельность отдельных людей.

В процессе игры у обучающихся осуществляется жизненный баланс между ним и  преподавателем. В учебной деятельности преподаватель почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, обучающего, ведущего. Обучающийся, соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений преподавателя  и обучающегося, являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою субъектную сущность.            Задача преподавателя – обеспечить последовательный переход учащихся с одного уровня на другой, стимулируя процесс внимания игроков. С помощью разнообразных методических средств и приемов он добивается включения обучающихся в совместную интеллектуальную деятельность, реализуя таким путем дидактические, воспитательные и развивающие задачи и  доказывая, что учебная игра позволяет сделать процесс обучения развивающим [39, С. 22].

Роль игры в развитии внимания, в исследованиях А.В. Запорожца показали, что внимание зарождается в игре,  в моторном развитии и первоначально проявляется в сознательном воспроизведении и усовершенствовании новых движений. Появление в игре общего замысла и скрытых правил меняет структуру импульсивного, «полевого» поведения на все более организованное и структурированное. Особенно ярко проявляется внимание при исполнении  игровой роли. Игровая мотивация и широкая ориентировка в смыслах действий других людей, которую задает сюжетно- ролевая игра, вскрывает новые резервы способностей и создает зону ближайшего развития в сфере регуляции собственных желаний, эмоциональных  переживаний и поведения в целом. [37,С. 28].

           И так внимание позволяет обучающемуся регулировать собственное поведение, соотнося его со своими потребностями и потребностями других людей. Внимание, формирующаяся в игре, предполагает не только подчинение правилам, но и способность обогащать структуру целеполагания. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы обучающегося, но удовлетворяет сегодняшние. Преподаватель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей обучающегося, а не исключительно из своих соображений удобства, порядка и целесообразности [2, С. 126].

18.01.2015 00:29


Рекомендуем курсы ПК и ПП