СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Багаж знаний".

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Багаж знаний».

(внеклассное мероприятие по русскому языку)

Цели: образовательные – повторить разделы языкознания, знакомство с биографиями языковедов;

Воспитательные – воспитание грамотного человека, любви к родному языку;

Развивающие – развитие культуры речи; творческих способностей учащихся, умения работать в группе.

Ход мероприятия:

Ведущий (читает высказывания о русском языке)

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, лoвок и вместителен.

A. И. Куприн

Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

А.Н. Tолстой

Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…

Н.В. Гоголь

(Чтецы декламируют стихи.)

Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре, -

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещyт зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

(C. Абдулла, узбекский поэт.)

Ведущий:

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Вы прослушали стихотворение узбекского поэта, давайте девизом нашей игры сделаем строчку из этого стихотворения! Какую вы предлагаете?

( «Выучи русский язык».)

Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Наша игра называется «Багаж знаний», поэтому сегодня вам предстоит копить в своих шкатулках особую валюту, наша денежная единица будет называться 1УМ.

Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

  1. РАЗМИНКА

O каких знаках препинания идёт речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настaло –

Оно меня и свергло c пьедестала.

(Восклицательный знак.)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дуry.

За свой характер я плачу –

Да то, что много знать хочу.

(Вопросительный знак.)

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор.

И начинает думать каждый.

(Многoточие.)

Стихи C. Пиковарова

Он очень вежлив.

Не любит споров он и драк

Он всем старается помочь,

Он в слове "мать" и в слове "дочь"

И в тихом лунном слове "ночь".

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить.

(Мягкий знак.)

Стихи O. Высотской

Историческая справка:

Впервые знак ТИРЕ был введён Н. M. Карамзиным.

Слово "тире" заимствовано из французского языка, tirer – "тя­нуть". что вполне соответствует форме знака.

Во времена M. B. Ломоносова восклицательный знак называли удивительным,

Чёрточку - единительным, а скобки – вместительным знаком.

  1. «КОЛЕСО ИСТОРИИ»

Задание: рассказать об известных учёных, которые занимались исследованиями русского языка.

Михаил Васильевич Ломоносов

Гениальный русский учёный, писатель, педагог. Центральное место среди его работ по языку занимает «Российская грамматика»(1755 г.)- первая научная грамматика русского языка, в которой учёный определил речевые нормы своего времени и заложил основы стилистики.

Ломоносов заложил основы современного русского литературного языка, он был художником, историком, сторонником развития отечественного просвещения, науки и экономики.

По инициативе Ломоносова основан Московский Университет (1755). Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.

Фёдор Иванович Буслаев

Ученики и последователи называли Ф.И.Буслаева «вторым Ломоносовым» в области языка и словесности, учителем нескольких поколений. Уже полтора века филологи, искусствоведы, фольклористы и этнографы обращаются к книгам Ф.И.Буслаева.

Детские годы ученого прошли в Пензенской губернии, а его первым гимназическим преподавателем был В.Г.Белинский. После окончания в 1838 г. Московского университета Буслаев уехал в Германию, а потом в Италию. Там он познакомился с только что появившимися теориями языка и культуры. А также памятниками искусства и архитектуры. В истории языка Буслаев стремился найти отражение древних верований, культуры и быта людей, говоривших на нём. В 1861 г. вышел его сборник «Исторические очерки русской народной словесности и искусства». В книгу входят статьи о русском эпосе, поэзии XVII в., древнерусской литературе и искусстве в сопоставлении с искусством Византии и Западной Европы. Учениками Ф.И.Буслаева считали себя не только филологи, но и историки древнерусского искусства.

Ф.И.Буслаев считал, история языка неотделима от истории культуры и пытался охватить весь комплекс явлений древнерусской культуры.

Александр Христофорович Востоков

Основатель славянской филологии родился в г. Аренсбурге (в Эстонии). Настоящая его фамилия – Остенек. В детстве будущий учёный был отдан в Петербургский шляхетский корпус, а с 13 лет учился в Академии художеств.

Его перу принадлежит « Рассуждение о славянском языке, служащее введением к Грамматике сего языка, составляемой по древнейшим оного письменным памятникам» (1820). Востоков собрал в этой работе огромный фактический материал и первый в России применил сравнительно-исторический метод. Он доказал генетическое родство славянских языков, установил звуковые соответствия между ними. Страстный любитель и прекрасный знаток древнерусской письменности, Востоков с 1815г. служил в Императорской публичной библиотеке сначала старшим помощником, а потом и главным хранителем отдела рукописей. В 1831г. увидела свет книга А.Х.Востокова- «Русская грамматика по начертанию сокращённой грамматики, полнее изложенная». В ней учёный осуществил, как задумывал, «перебор всего русского языка», т.е. полное описание грамматики. Книга переиздавалась 11 раз.

Лев Владимирович Щерба

Выдающийся русский языковед и педагог, глава Ленинградской фонологической школы, академик АН СССР. Л.В.Щерба призывал к наблюдениям над живыми фактами языка и речи, к размышлениям над ними. Много ценных идей высказал Л.В.Щерба по вопросам фонетики и орфоэпии, описывая «дальше неделимые единицы языка» и нормы образцового русского произношения.

Л.В.Щерба является одним из авторов школьных учебников по русскому языку, по которым учились в 30-40-е гг. XX века. Его перу принадлежат также труды по проблемам общего языкознания, русистики, романистики, лексикографии, педагогики.

Владимир Иванович Даль

Талантливый и трудолюбивый человек. За свою долгую жизнь он многое повидал и испытал: был военным, служил мичманом во флоте, выйдя в отставку, закончил Медицинский факультет и получил учёную степень доктора медицины. Потом воевал, был министерским чиновником. Он никогда не был языковедом по образованию, но очень любил родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живую народную речь.

Долгие годы Владимир Иванович даль собирал материалы для своего словаря. «Толковый словарь живого великорусского языка», издание которого было завершено в 1866 году, стал поистине великим событием в истории отечественной науки.

Словарь, содержащий около 200 тысяч слов, запечатлел реальное состояние русского языка той эпохи. Даль составлял свой труд, опираясь на «устную речь

простого русского человека…» именно включение в словарь разговорных, диалектных и даже просторечных слов делает его столь интересным для читателей. Кроме того, Владимир Иванович Даль оставил в наследство потомкам замечательный словарь «Пословицы русского народа».

Сергей Иванович Ожегов

Ученик В.В. Виноградова и Л.В.Щербы. Круг его лингвистических интересов был очень широк. Он занимался лексикографией, вопросами культуры речи, историей русского литературного языка и языком художественной литературы.

В 1949 году вышел в свет однотомный «Словарь русского языка» С.И. Ожегова. Словарь этот дорабатывается и переиздается вот уже почти 50 лет.

Работа лексикографа очень трудна и кропотлива. Никакие новшества и технологии не заменят интуиции человека, его внимательных глаз и трепетного отношения к слову.

3. КОНКУРС КАПИТАНОВ.

Рабочий лист.

  1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Тренер, результат, ружьё, ярмарка, бассейн, телеграмма, ещё.

  1. Подберите проверочные слова:

сп.ши стихи –

Не сп.ши, не торопись –

Пол.скать ребёнка –

Пос.деть на крыльце –

  1. Определитн род существительных:

Картофель –

Санаторий –

Кофе –

Какао –

фамилия –

тополь –

тюль –

рояль –

мозоль –

шампунь –

  1. Расставьте ударения:

Верба, километр, свёкла, статуя, компас, документ, магазин, портфель.

4. «ЯБЛОКО РАЗДОРА».

Задание: назвать пословицу, вытащить спичку (у какой команды больше спичек, та и победила).

5. «ВОЛШЕБНАЯ БУКВА».

Задание: (по 3 чел. от команды) Придумать рассказ, все слова которого начинаются на букву П.

6. «ПЕРЕВЁРТЫШИ».

Задание: подберите атонимы к словам:

Сухой –

Кислый –

Тупой –

высокий –

горячий –

положительный -

Задание: подберите синонимы.

Смеяться –

Бежать –

7. «СЛОВАРНАЯ РАБОТА».

Задание: найдите значение слов (каким словарём будем пользоваться?) КАКОФОНИЯ, РЕГЛАМЕНТ, ЦЕЙТНОТ,

пишите слова правильно (каким словарём будем пользоваться?) НЕДОЛГОВРЕМЕННЫЙ, ПЕРЕКОДИРОВАННЫЙ, ЗАФОНТАНИРОВАТЬ, ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ,

8. «ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР».

Задание: расспросить иностранца о местонахождении

-больницы,

- парикмахерской,

- бани,

- милиции.

9. «ПАНТОМИМА».

Задание: показать по 2 пословицы, соперники должны отгадать.

Пословицы:

Для 1 команды

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Для 2 команды

Семеро одного не ждут.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

10. «ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ».

Карточка

(учитывается скорость выполнения)

Работа не волк …

Под лежачий камень …

С миру по нитке …

Нет дыму …

Не плюй в колодец …

Готовь сани летом, …

И волки сыты, …

Рыба ищет, где глубже, …

Красна птица пером, …

Хороша верёвка длинная, …

11. «ОДИН ЗА ВСЕХ, И ВСЕ ЗА ОДНОГО».

(Каждый участник получает карточку с заданием. Каждый правильный ответ – 1 балл, суммируются ответы всех участников.)

Карточка

(тест)

1. Найдите правильное утверждение.

а) Частицы служат для связи слов в предложении.

б) Частицы являются членами предложения.

в) Частицы выражают оттенки значения в предложении.

2. Укажите предложение с формообразующей частицей.

а) Пусть сильнее грянет буря.

б) Именно этот спортсмен был победителем соревнований.

в) Я не могу ответить на это письмо.

3. Найдите предложение с вопросительной частицей.

а) Даже он отказался от такого предложения.

б) Можно ли написать этот текст на доске?

в) Едва ли он закончит доклад за вечер.

4. Укажите предложение, в котором частица пишется через дефис.

а) Знал(бы) ты, как красив был закат!

б) Ну(ж) был денёк!

в) Скажи(ка), дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?

5. Укажите предложение, в котором пишется частица НЕ.

а) Я увидел н. большое, а миниатюрное строение.

б) На небе нет н. облачка.

в) Он стоял н. жив н. мёртв.

6. Укажите предложение, в котором пишется частица НИ.

а) Он никого н. ждал.

б) Комар носу н. подточит.

в) В комнате н. души.

7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска во всех словах пишется И.

а) Я н. мог н. знать об этом.

б) Н.когда я так не страдал, даже не написал н. строчки.

в) На берегу моря н. было н. души.

8. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Е?

а) н. с того н. с сего, куда н.шло

б) н.мог н. видеть, н.кого спросить

в) н.когда, н. было, н.кого не вижу

9. В каком ряду во всех словосочетаниях частица НИ пишется раздельно?

а) (ни)кто не обратил внимания, (ни)когда не жалел

б) (ни)в чём не обвинял, (ни)как не возьму в толк

в) (ни)ответа (ни)привета

10. В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ?

Рисовать Егор (1)н. умел и (2)н. разу в жизни (3)н. видел (4)н. одной картины.

а) 1, 2, 4

б) 1, 3

в) 2, 4

Ключ

1. в

2. а

3.б

4.в

5.а

6.в

7.б

8.б

9.в

10.в

(Подсчёт умов в багажах. Определение победителя.)

Обмен впечатлениями: Сегодня на уроке мне (понравилось, не понравилось), потому что я …. Задание: Закончите фразу.

Учитель: Спасибо за работу, спасибо за внимание. Урок окончен.

КОНЕЦ

Категория: Русский язык
09.04.2015 22:14


Рекомендуем курсы ПК и ПП