СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Повышение интереса к книге, процессу чтения и развитие речи у детей относятся к числу важнейших педагогических проблем. Задача развития речи у дошкольников является одной из актуальных. Наши современные дети всё больше времени стали уделять компьютерным играм, просмотру телевизора, не замечая книги. Данная методическая разработка направлена на стимулирование интереса к чтению, развитие активного читательского интереса к сказкам, которые воспитывают у детей нравственные качества личности, формируют уважение к людям, бережное, чуткое отношение ко всему живому. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Конспект по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего (5-6 лет) дошкольного возраста составлен в соответствии с образовательной Программой дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада «Солнышко» поселка Светлый. Программа выполнена на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155.
Тема: «В гостях у сказки «Варежка»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Виды деятельности детей:
Чтение художественной литературы (Чтение сказки Ж. Витензон «Варежка»);
Коммуникативная деятельность (расширение и активизация словаря детей, развитие умения внятно произносить слова в разной тональности, используя разную силу голоса, формировать умение отвечать на вопросы по тексту сказки, вести диалог);
Познавательно – исследовательская деятельность (закрепление знаний о видах сказок, их авторах);
Двигательная деятельность (способствовать развитию двигательных умений в процессе выполнения упражнений на развитие межполушарного взаимодействия).
Общепедагогические методы и приемы:
Словесные:
Беседа (в начале чтения, по вопросам о персонажах сказки);
Разъяснение (формирование умения правильно проговаривать слова и звуки во время ответов).
Наглядные:
Демонстрация (использование оборудования для игр, рассказывания сказки).
Практические:
Упражнение, имитация по показу (игра на развитие межполушарных связей).
Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности
Эмоциональный настрой – использование сюрпризного момента;
Игровые методы – выполнение практических упражнений;
Словесные методы – рассказ, беседа, художественное слово;
Наглядные методы и приемы – рассматривание.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие: имитация характерных действий героев сказки, умение подражать героям сказки в речи и эмоциях.
Познавательное развитие: развитие умения различать основные виды сказок, развитие интереса к миру животных, расширение кругозора, активного словаря детей.
Физическое развитие: развитие двигательных умений в процессе выполнения подвижных игр, физкультминуток, графомоторных упражнений на развитие межполушарного взаимодействия.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Цель: развитие речевой деятельности, интереса к чтению детей в процессе знакомства со сказкой посредством графомоторных упражнений.
Задачи:
Формировать умение внимательно слушать сказку, опираясь на наглядные образы, следить за действием персонажей, сопереживать им.
Развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать
эмоциональное состояние героев речью, мимикой и жестами.
Воспитывать коммуникативные навыки общения со сверстниками, взрослыми, интерес к восприятию художественных произведений.
Организация среды для проведения образовательной деятельности:
красные варежки, портрет автора Ж. Витензон, книга «Варежка» Жанны Витензон, демонстрационные карточки-картинки, иллюстрирующие фрагменты сказки, «волшебный» желтый лист бумаги А-4, лист-объявление с заданиями, карточки-секретики.
ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
I. Вводная часть
Введение в тему
Малоподвижная игра «Здравствуйте»
-Здравствуйте, ладошки! (Хлоп, хлоп, хлоп)
-Здравствуйте, ножки! (Топ, топ, топ)
-Здравствуйте, щечки! (Плюх, плюх, плюх)
-Здравствуйте, губки! (Чмок, чмок, чмок)
-Здравствуйте, зубки! (Чок, чок, чок)
-Здравствуй, наш носик! (Пип, пип, пип)
-Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)
Мотивация деятельности детей
Сюрпризный момент.
Ребята находят варежки красного цвета, которые лежат на видном месте, их раньше не было в группе.
Воспитатель:
-Ой, ребята! Посмотрите, что это у нас здесь лежит? (Варежки)
-Они у нас всегда были в группе?
-А вы уверены, что это варежки?
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности)
-А вы хотите узнать, в чем тут дело, что же произошло?
-Я, кажется, тоже догадываюсь! Здесь без сказки не обошлось…
-А вы любите сказки?
II. Основная часть
Актуализация ранее приобретенных знаний
Беседа по вопросам:
-За что вы любите сказки?
-Я тоже очень люблю сказки. Когда я была маленькая, то всё время просила маму или папу почитать мне их.
-Ребята, а вы знаете, кто придумывает сказки? Как они появляются на свет?
Добывание (сообщение и принятие) нового знания
-Оказывается, у сказок, как и у людей, есть свои родители. Если сказку придумывает народ, то она называется…(народной). Верно, например, русской народной, немецкой народной, белорусской народной и так далее.
- А если сказку придумывает один человек или несколько людей, то есть авторов, то сказка становится…(авторской).
-Хочу познакомить вас с одной авторской сказкой, по названию которой вы ни за что не догадаетесь о чем она. Написала её Жанна Витензон – автор многих книг для детей, по которым даже снимают мультфильмы (проговариваем фамилию автора, показываю портрет). Сказка называется…»Варежка».
-Вы садитесь, не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь,
Приготовьте ушки, глазки,
Расскажу сейчас вам сказку…
(Чтение текста сказки «Варежка» с показом карточек-иллюстраций)
Ты, конечно, о чём-то мечтаешь? Ведь у каждого есть своя мечта. И у этой маленькой Девочки тоже была мечта. Ей очень хотелось щенка. А щенка у неё не было. Вот и глядела Девочка в окошко… на чужих собак. На гордых мальчишек и девчонок. Кто пуделя на поводке ведёт, кто спаниеля, а кого эрдель везёт. Счастливцы!
Девочкина мама больше всего на свете любила книжки и совсем не знала, о чём мечтает её дочка.
Однажды Девочка пошла к подружке. И подарила ей подружка щенка. Тёплого. Пушистого. Ласкового.
Но мама пришла в ужас. А вдруг щенок порвёт её книжки? Или ещё что-нибудь натворит? Нет! Нет! Она не разрешает оставить щенка!
Вышла Девочка во двор. Все ребята гуляют с собаками. А Девочка… повела на шнурке свою варежку. Побежала Девочка, варежка послушно бежит следом. Встала Девочка, и варежка остановилась.
Захотела Девочка варежку погладить. Вдруг поднялось и насторожилось ушко, блеснул чёрный круглый глаз, завилял хвостик. Варежка превратилась в щенка! Самого настоящего! Только красного, с чёрно-белым узором на спинке.
Откуда ни возьмись, выскочил большой пёс, бежит по двору, на всех рычит. Испугалась Девочка за щенка. А щенок как залает: гав! гав! Не сметь мою хозяйку обижать!
А сам тут же обидел котенка. Так напугал его, что бедный котёнок на доску объявлений забрался. Что поделаешь? Ведь собаки всегда кошек гоняют!
Прочитала Девочка объявление и узнала, что надо спешить.
Вот-вот начнутся соревнования собак. Сейчас раздастся выстрел. И собаки ринутся вперёд. Через барьер, бум, лестницу — туда, где исчезла палка. Кто первым принесёт палку, выиграет приз!
Красный щенок с палкой в зубах был впереди. Почти все препятствия остались уже позади. Неожиданно щенок зацепился хвостом за гвоздь и повис. Упала палка в снег. А щенок висел. И хвост его распускался: петелька за петелькой, петелька за петелькой. Варежка-то была вязаная!
Девочка осторожно сняла щенка с гвоздя, завязала ему хвостик, чтобы дальше не распускался. Грустные стояли щенок и Девочка. Победа была так близка. Мимо гордо проехал эрдель с кубком.
Все разошлись. А Девочка понесла щенка домой.
Она постелила щенку мягкий коврик у двери. Поставила перед ним блюдце с молоком…
Когда в прихожую вышла мама, она увидела: на подстилке перед блюдцем с молоком лежит варежка. Красная вязаная варежка с чёрно-белым узором.
И мама всё поняла. Она сама пошла к подружке и взяла у неё щенка. Тёплого. Пушистого. Ласкового.
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
(Динамическая пауза «Волшебный листок».
Пальчиковая игра на развитие межполушарных связей «Объявление»)
-Вот такая сказочная история. А сейчас я приглашаю вас на сказочную разминку. Выходите на коврик. Посмотрите, что у меня в руках? (Лист бумаги) А вот и нет! Это настоящий гимнаст! Становитесь в круг, сейчас он будет показывать движения, а вы повторяйте за ним! (Дети выполняют динамическую паузу под легкую музыку)
-Молодцы! Очень хорошо получилось!
-Возвращаемся на стульчики,
Работаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Работа по вопросам и словарная работа
-Почему девочка все время глядела в окно?
-Как вы поняли, пудель, спаниель, эрдель – это кто? (породы собак, проговариваем эти слова)
-А что все время делала мама девочки? Что она больше всего любила?
-Разрешила мама девочке взять щенка? Почему?
-Что водила девочка на шнурке? Почему?
-Что случилось потом?
-Как проявил себя красный щенок?
-Как вы поняли, какое объявление прочитала девочка?
-Победил ли красный щенок в соревнованиях? Почему?
-Что случилось потом?
-А почему мама пошла вдруг к девочкиной подружке?
-Так о чем же эта замечательная сказка?
-Чему она нас учит? ( Сказка о мечте, о том, что надо быть внимательным к тому, кто рядом, замечать, видеть, чем живет человек, что он любит, что его тревожит)
-Иметь собаку – это дело ответственное. Я тут увидела…(показываю и спрашиваю) …что? Да, это объявление, как дрессировать собаку. Попробуем научиться нескольким упражнениям? Выходите на ковер. (Отрываем корешок, выполняем по порядку упражнения на развитие межполушарных связей «Лягушка», «Кулак-ребро-ладонь», «Замок», «Колечко-цепочка»)
III. Заключительная часть
-Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы хорошо работали.
А какую сказку мы сегодня читали?
- Вы сможете ее рассказать маме, папе?
Не забудете о ком она?
Рефлексия «Секретик»
-Чтобы вы не забыли, смогли вспомнить, о ком и о чем сказка, у меня для вас есть секретик, приготовьте свои ладошки!
(Предлагаю детям протянуть ручку, обойдя всех, вкладываю каждому в ладошку, на память о сказке, изображение красной варежки)
Приложение 2
Приложение 2
ЖАННА ВИТЕНЗОН
Приложение 2
© 2023, Заярнюк Татьяна Владимировна 127