СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "В гостях у сказки "Варежка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Повышение интереса к книге, процессу чтения и развитие речи у детей относятся к числу важнейших педагогических проблем. Задача развития речи у дошкольников является одной из актуальных. Наши современные дети всё больше времени стали уделять компьютерным играм, просмотру телевизора, не замечая книги. Данная методическая разработка направлена на стимулирование интереса к чтению, развитие активного читательского интереса к сказкам, которые воспитывают у детей нравственные качества личности, формируют уважение к людям, бережное, чуткое отношение ко всему живому. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Конспект по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего (5-6 лет) дошкольного возраста составлен в соответствии с образовательной Программой дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада «Солнышко» поселка Светлый. Программа выполнена на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155.

Тема: «В гостях у сказки «Варежка»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Виды деятельности детей:

Чтение художественной литературы (Чтение сказки Ж. Витензон «Варежка»);

Коммуникативная деятельность (расширение и активизация словаря детей, развитие умения внятно произносить слова в разной тональности, используя разную силу голоса, формировать умение отвечать на вопросы по тексту сказки, вести диалог);

Познавательно – исследовательская деятельность (закрепление знаний о видах сказок, их авторах);

Двигательная деятельность (способствовать развитию двигательных умений в процессе выполнения упражнений на развитие межполушарного взаимодействия).

Общепедагогические методы и приемы:

Словесные:

Беседа (в начале чтения, по вопросам о персонажах сказки);

Разъяснение (формирование умения правильно проговаривать слова и звуки во время ответов).

Наглядные:

Демонстрация (использование оборудования для игр, рассказывания сказки).

Практические:

Упражнение, имитация по показу (игра на развитие межполушарных связей).

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Эмоциональный настрой – использование сюрпризного момента;

Игровые методы – выполнение практических упражнений;

Словесные методы – рассказ, беседа, художественное слово;

Наглядные методы и приемы – рассматривание.

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие: имитация характерных действий героев сказки, умение подражать героям сказки в речи и эмоциях.

Познавательное развитие: развитие умения различать основные виды сказок, развитие интереса к миру животных, расширение кругозора, активного словаря детей.

Физическое развитие: развитие двигательных умений в процессе выполнения подвижных игр, физкультминуток, графомоторных упражнений на развитие межполушарного взаимодействия.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Цель: развитие речевой деятельности, интереса к чтению детей в процессе знакомства со сказкой посредством графомоторных упражнений.

Задачи:

Формировать умение внимательно слушать сказку, опираясь на наглядные образы, следить за действием персонажей, сопереживать им.

Развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать

эмоциональное состояние героев речью, мимикой и жестами.

Воспитывать коммуникативные навыки общения со сверстниками, взрослыми, интерес к восприятию художественных произведений.

Организация среды для проведения образовательной деятельности:

красные варежки, портрет автора Ж. Витензон, книга «Варежка» Жанны Витензон, демонстрационные карточки-картинки, иллюстрирующие фрагменты сказки, «волшебный» желтый лист бумаги А-4, лист-объявление с заданиями, карточки-секретики.

ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

I. Вводная часть

Введение в тему

Малоподвижная игра «Здравствуйте»

-Здравствуйте, ладошки! (Хлоп, хлоп, хлоп)

-Здравствуйте, ножки! (Топ, топ, топ)

-Здравствуйте, щечки! (Плюх, плюх, плюх)

-Здравствуйте, губки! (Чмок, чмок, чмок)

-Здравствуйте, зубки! (Чок, чок, чок)

-Здравствуй, наш носик! (Пип, пип, пип)

-Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)

Мотивация деятельности детей

Сюрпризный момент.

Ребята находят варежки красного цвета, которые лежат на видном месте, их раньше не было в группе.

Воспитатель:

-Ой, ребята! Посмотрите, что это у нас здесь лежит? (Варежки)

-Они у нас всегда были в группе?

-А вы уверены, что это варежки?

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности)

-А вы хотите узнать, в чем тут дело, что же произошло?

-Я, кажется, тоже догадываюсь! Здесь без сказки не обошлось…

-А вы любите сказки?

II. Основная часть

Актуализация ранее приобретенных знаний

Беседа по вопросам:

-За что вы любите сказки?

-Я тоже очень люблю сказки. Когда я была маленькая, то всё время просила маму или папу почитать мне их.

-Ребята, а вы знаете, кто придумывает сказки? Как они появляются на свет?

Добывание (сообщение и принятие) нового знания

-Оказывается, у сказок, как и у людей, есть свои родители. Если сказку придумывает народ, то она называется…(народной). Верно, например, русской народной, немецкой народной, белорусской народной и так далее.

- А если сказку придумывает один человек или несколько людей, то есть авторов, то сказка становится…(авторской).

-Хочу познакомить вас с одной авторской сказкой, по названию которой вы ни за что не догадаетесь о чем она. Написала её Жанна Витензон – автор многих книг для детей, по которым даже снимают мультфильмы (проговариваем фамилию автора, показываю портрет). Сказка называется…»Варежка».

-Вы садитесь, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь,

Приготовьте ушки, глазки,

Расскажу сейчас вам сказку…

(Чтение текста сказки «Варежка» с показом карточек-иллюстраций)

Ты, конечно, о чём-то мечтаешь? Ведь у каждого есть своя мечта. И у этой маленькой Девочки тоже была мечта. Ей очень хотелось щенка. А щенка у неё не было. Вот и глядела Девочка в окошко… на чужих собак. На гордых мальчишек и девчонок. Кто пуделя на поводке ведёт, кто спаниеля, а кого эрдель везёт. Счастливцы!

Девочкина мама больше всего на свете любила книжки и совсем не знала, о чём мечтает её дочка.

Однажды Девочка пошла к подружке. И подарила ей подружка щенка. Тёплого. Пушистого. Ласкового.

Но мама пришла в ужас. А вдруг щенок порвёт её книжки? Или ещё что-нибудь натворит? Нет! Нет! Она не разрешает оставить щенка!

Вышла Девочка во двор. Все ребята гуляют с собаками. А Девочка… повела на шнурке свою варежку. Побежала Девочка, варежка послушно бежит следом. Встала Девочка, и варежка остановилась.

Захотела Девочка варежку погладить. Вдруг поднялось и насторожилось ушко, блеснул чёрный круглый глаз, завилял хвостик. Варежка превратилась в щенка! Самого настоящего! Только красного, с чёрно-белым узором на спинке.

Откуда ни возьмись, выскочил большой пёс, бежит по двору, на всех рычит. Испугалась Девочка за щенка. А щенок как залает: гав! гав! Не сметь мою хозяйку обижать!

А сам тут же обидел котенка. Так напугал его, что бедный котёнок на доску объявлений забрался. Что поделаешь? Ведь собаки всегда кошек гоняют!

Прочитала Девочка объявление и узнала, что надо спешить.

Вот-вот начнутся соревнования собак. Сейчас раздастся выстрел. И собаки ринутся вперёд. Через барьер, бум, лестницу — туда, где исчезла палка. Кто первым принесёт палку, выиграет приз!

Красный щенок с палкой в зубах был впереди. Почти все препятствия остались уже позади. Неожиданно щенок зацепился хвостом за гвоздь и повис. Упала палка в снег. А щенок висел. И хвост его распускался: петелька за петелькой, петелька за петелькой. Варежка-то была вязаная!

Девочка осторожно сняла щенка с гвоздя, завязала ему хвостик, чтобы дальше не распускался. Грустные стояли щенок и Девочка. Победа была так близка. Мимо гордо проехал эрдель с кубком.

Все разошлись. А Девочка понесла щенка домой.

Она постелила щенку мягкий коврик у двери. Поставила перед ним блюдце с молоком…

Когда в прихожую вышла мама, она увидела: на подстилке перед блюдцем с молоком лежит варежка. Красная вязаная варежка с чёрно-белым узором.

И мама всё поняла. Она сама пошла к подружке и взяла у неё щенка. Тёплого. Пушистого. Ласкового.

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

(Динамическая пауза «Волшебный листок».

Пальчиковая игра на развитие межполушарных связей «Объявление»)

-Вот такая сказочная история. А сейчас я приглашаю вас на сказочную разминку. Выходите на коврик. Посмотрите, что у меня в руках? (Лист бумаги) А вот и нет! Это настоящий гимнаст! Становитесь в круг, сейчас он будет показывать движения, а вы повторяйте за ним! (Дети выполняют динамическую паузу под легкую музыку)

-Молодцы! Очень хорошо получилось!

-Возвращаемся на стульчики,

Работаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Работа по вопросам и словарная работа

-Почему девочка все время глядела в окно?

-Как вы поняли, пудель, спаниель, эрдель – это кто? (породы собак, проговариваем эти слова)

-А что все время делала мама девочки? Что она больше всего любила?

-Разрешила мама девочке взять щенка? Почему?

-Что водила девочка на шнурке? Почему?

-Что случилось потом?

-Как проявил себя красный щенок?

-Как вы поняли, какое объявление прочитала девочка?

-Победил ли красный щенок в соревнованиях? Почему?

-Что случилось потом?

-А почему мама пошла вдруг к девочкиной подружке?

-Так о чем же эта замечательная сказка?

-Чему она нас учит? ( Сказка о мечте, о том, что надо быть внимательным к тому, кто рядом, замечать, видеть, чем живет человек, что он любит, что его тревожит)

-Иметь собаку – это дело ответственное. Я тут увидела…(показываю и спрашиваю) …что? Да, это объявление, как дрессировать собаку. Попробуем научиться нескольким упражнениям? Выходите на ковер. (Отрываем корешок, выполняем по порядку упражнения на развитие межполушарных связей «Лягушка», «Кулак-ребро-ладонь», «Замок», «Колечко-цепочка»)

III. Заключительная часть

-Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы хорошо работали.

А какую сказку мы сегодня читали?

- Вы сможете ее рассказать маме, папе?

Не забудете о ком она?

Рефлексия «Секретик»

-Чтобы вы не забыли, смогли вспомнить, о ком и о чем сказка, у меня для вас есть секретик, приготовьте свои ладошки!

(Предлагаю детям протянуть ручку, обойдя всех, вкладываю каждому в ладошку, на память о сказке, изображение красной варежки)

Приложение 2

Приложение 2

ЖАННА ВИТЕНЗОН

Приложение 2

05.05.2023 21:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!