© 2021 237
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социальные и экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.
Социальные перемены, произошедшие в современном российском обществе, значительно изменили социокультурную жизнь общества, отразились на особенностях формирования подрастающего поколения, обесценивании моральных ценностей, отчуждения молодежи от институтов воспитания. В связи с этим становится все более актуальной педагогическая проблема формирования духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения. Этим и определена необходимость постановки проблемы исследования в центр внимания духовно-нравственного формирования вечных общечеловеческих ценностей, формирующих саморазвитие личности.
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [19, с. 56].
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [9, с. 1].
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как гуманность, справедливость, честность, совесть, трудолюбие, личное достоинство, ответственность, вера в добро и стремление к исполнению морального долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Президент Российской Федерации В.В. Путин говорит: «В современном мире нравственные качества важнее образования и профессиональных навыков». Иными словами, В.В. Путин утверждает, что современные и обширные знания, которые получить непросто, менее важны по сравнению с воспитанием человека и его должного отношения к себе, товарищам, семье и Родине [9, с. 1].
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей, учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром [17, c. 36]. В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определённых умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями.
Проблема формирования нравственности и духовно-нравственных качеств личности нашла отражение в фундаментальных трудах отечественных ученых XVIII-XX вв.: Н.В. Архангельского, В.Г. Белинского, Н.И. Болдырева, Л.С. Выготского, В.И. Даля, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, С.И. Ожегова, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, В.И. Слободчикова, К.Д. Ушинского, И.Ф. Харламова.
В современных прикладных исследованиях по формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников следует отметить таких ученых как: Ш.А. Амонашвили, С.В. Астахов, А.Я. Данилюк, Е.Е. Игнатьева, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, Н.Е. Щуркова и др.
Все выше сказанное подтверждает актуальность выбранной темы работы: «Методы и приёмы формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтении»
Объектом исследования выступает процесс формирования нравственных качеств младших школьников.
Предмет исследования – методы и приёмы формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтении
Цель исследовательской работы – выявить и обосновать педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Для достижения поставленных задач были определены следующие методы исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблеме, синтез, обобщение, моделирование, наблюдение, анкетирование.
Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы в практике учителя начальных классов на уроках литературного чтения.
База исследования :
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновываются актуальность, цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследовательской работы, методы анализа исследуемого материала, характеризуется практическая значимость.
В первой главе дается описание основных положений о применении методов и приёмов формированию нравственных качеств в начальной школе.
Во второй главе описывается опытно-практическое исследование по выявлению эффективности методов и приёмов, применяемых на уроках литературного чтения в начальной школе. Даются рекомендации по использованию этих методов и приёмов в преподавании литературного чтения.
В заключении подводятся итоги работы, делаются выводы.
Список использованной литературы насчитывает 24 источников и 13 интернет ресурсов.
В приложении представлены анкета, диаграмма анализа.
© 2021 237